MENU

Хаос, который создал Трамп

3159 0

На протяжении почти семи десятков лет, со времен окончания Второй мировой войны, Соединенные Штаты играли роль мирового лидера в противостоянии с "империей зла" – СССР. И те, и другие активно вмешивались в дела других государств, одни – чтобы предотвратить распространение коммунизма и "пожар всемирной революции", другие – чтобы обеспечить себе "зону безопасности" и видимость всемирной "антикапиталистической" коалиции.

При этом за "железным занавесом" считалось, что США силой навязывают ужасы демократии и капитализма, а СССР очень по-доброму несет угнетенным народам радость социалистического общежития. Запад, в свою очередь, говорил об универсализме либеральных ценностей и свобод, рассматривая коммунистическую идеологию как разновидность  тоталитаризма. И пока Вашингтон и его союзники в Евразии создавали НАТО, ЕС и G-7, Москва умело дирижировала хором голосов из многих "неприсоединившихся" столиц, обвинявшими Вашингтон в постоянном военном, политическом и экономическом давлении.

Читайте также: Мировая экономика на пороге торговой войны

Явные промахи американцев, как это произошло во Вьетнаме и Ираке, как бы подтверждали правоту Кремля. Особенно громко о "диктате" со стороны США заговорили после иракской авантюры, ошибочность которой теперь признают даже ее организаторы, и так называемой "арабской весны" в Ливии, Египте, Тунисе, которая не принесла в регион ни демократии, ни свободы. При этом промахи Советского Союза, а затем России, которых тоже было немало, воспринимались в общественном сознании совершенно иначе – никто ведь и не ожидал от "русских" цивилизованного поведения.

Идея о проведении более сбалансированной внешней политики на основе "мягкой силы" стала популярной в США и была поддержана президентом Обамой, который еще в самом начале своего президентства заявил о необходимости снижения уровня американского военного присутствия, отвода части войск из наиболее горячих точек, намерениях отказаться от односторонних действий, отдавая предпочтение коллективным решениям мировых проблем. США стали участником наиболее важных многосторонних договоренностей, инициатором переговоров по заключению масштабных соглашений о свободной торговле, и даже предприняли попытку "перезагрузить" отношения с РФ, фактически отказавшись от активного вмешательства в сирийский конфликт. Любопытно, что Обаму не хвалили за "коллективизм", его обвиняли в нерешительности и бездействии.

С приходом Трампа ситуация только обострилась. Увы, Обама не успел довести до конца начатые переговоры о Транс-Тихоокеанской зоне свободной торговли, приступить к практическим шагам по реализации Парижского соглашения, а договор по иранской ядерной программе теперь жестко критикуется республиканцами. Даже историческое решение о нормализации отношений с Кубой подверглось ревизии. Вакуум силы, возникший на Ближнем Востоке и в Азии еще при Обаме был немедленно заполнен Россией и Китаем. Президент Трамп, основные принципы внешней политики которого можно обозначить как прагматизм, непредсказуемость и противоречивость, ликвидировал даже то немногое присутствие США в мировых делах, которое оставалось после Обамы. США вышли из Парижского соглашения, Транс-Тихоокеанского партнерства, поссорились с соседями, резко сократили помощь другим странам и дали понять, что даже самые близкие союзники и партнеры должны теперь рассчитывать преимущественно на свои силы. Отныне только в тех случаях, когда речь идет о достижении национальных интересов США, к примеру, в противостоянии с Россией, Китаем, Ираном и Северной Кореей, другие государства могут рассчитывать на благосклонность Вашингтона. И если при Обаме РФ решилась на открытую агрессию против Грузии и Украины, заполнив тем самым вакуум безопасности, возникший из-за нежелания администрации США вступать в силовую конфронтацию с Москвой по какому-бы то ни было вопросу, то действия Трампа в контексте реализации его политики "Америка сначала" привели к состоянию повсеместного хаоса.

Буквально по всему миру – в Южной Америке, Африке, Азии и Центральной Европе наблюдается резкое увеличение присутствия КНР через экономическую экспансию, а в странах Европы, где в последние годы окрепли движения против либерального мирового порядка, реальностью становится возросшее политическое влияние России. Все большее число мировых лидеров, представляющих не только "вторую" и "третью" лигу мировой политики, но и из числа лидеров высшего эшелона все чаще задаются вопросом о том, можно ли все еще рассчитывать на трансатлантическую солидарность и взаимную поддержку либеральных демократий перед лицом растущей агрессии РФ и экономической экспансии КНР. В частности, ожидаемые вскоре солидарные шаги коллективного запада в связи с отравление Скрипаля и его дочери должны показать, насколько все еще крепка легендарная англо-саксонская дружба.

Тем временем региональные державы, которые раньше откровенно ориентировались на один из полюсов силы, оказались предоставленными сами себе. О том, как выглядит теперь конфигурация мировой политики, свидетельствует ситуация на Ближнем Востоке и в Азии. Турция – член НАТО, и в Вашингтоне постоянно говорят о ее важнейшей роли в регионе. В то же время, все более авторитарный режим ТР активно сотрудничает с Россией и Ираном, поставив свои войска на линию соприкосновения с подразделениями армии США и их союзников в Сирии. США явно поддерживают Саудовскую Аравию и Израиль в их противостоянии с Ираном. Вашингтон рассчитывает продолжать продавать саудитам оружие на десятки миллиардов долларов и высказал готовность купить 5% акций самой дорогой компании мира – АРАМКО. Однако Россия тоже предложила купить эти 5% акций, и в качестве бонуса – предоставить долю в проектах по строительству заводов по производству сжиженного газа за полярным кругом и много российского оружия по приемлемым ценам. Лидер Китая, в свою очередь, заявил королю Салману, что "один пояс – один путь" прекрасно дополняет реформаторскую концепцию Салмана "Видение-2030", и предложил продать акции АРАМКО компаниям КНР.

Израиль – главный союзник США, добившийся признания Иерусалима своей столицей, активно сотрудничает с Москвой, которая никоим образом не собирается отказываться от поддержки злейшего врага Израиля – Ирана. Иран, разумеется, продолжает поставлять оружие повстанцам в Йемене, против которых там воюют саудиты, которых, как уже упоминалось, Россия заманивает предложениями о теснейшем сотрудничестве. В свою очередь, Пакистан лишился поддержки США и теперь активно сотрудничает с Китаем, который строит там масштабный транспортный коридор в обход Индии. Это повышает заинтересованность Индии в партнерстве с США, однако при этом не разрывая партнерства с Ираном, торговля с которым, чтобы обойти санкции, осуществляется в национальных валютах. Россия стратегически дружит и с Индией, и с Китаем, при этом, как недавно заявил Вашингтон, продолжает вооружать Талибан.

В дополнение ко всему, в конце прошлого года о своих намерениях активно развивать экономическое сотрудничество с Москвой заявили Япония и Южная Корея, безопасность которых гарантирована Вашингтоном. Одиннадцать стран Азии подписали инициированное когда-то администрацией Обамы торговое соглашение без США, между собой. Соглашение имеет целью создание противовеса экспансии Китая, однако согласно официальной статистике, начиная с 2017 года торговля каждой из стран Азии с Китаем больше, чем с США, иногда – вдвое. Единственный региональный рынок, который еще контролирует Вашингтон – это рынок оружия. Если Китаю удастся потеснить США и в этой сфере, влияние американцев в Юго-Восточной Азии будет окончательно подорвано.

Читайте также: Трамп вважає себе мачо, але боїться виступити проти Кремля – депутат

Китай взялся за реализацию концепции "пояса и пути" стоимостью в один триллион долларов вовсе не из альтруистических соображений. Само собой, что его интересует эффективный выход на крупнейший и богатейший общий рынок ЕС, хотя и Азия с Африкой не остаются без внимания. Не менее важно, что Пекин пытается привнести в разнонаправленные мировые процессы элементы будущего глобального порядка, в котором  доминированию США будет окончательно положен конец. В частности, компании и банки КНР активно используют в своих торговых операциях с третьими странами (в частности, с участникам проекта "один пояс-один путь") национальную валюту, вытесняя тем самым доллар как мировую валюту. Китай, владеющий самыми большими валютными резервами в мире, собственно, и не скрывает, что ренминби – официальная денежная единица Китая – должна стать доминирующей в мировой торговле.

Введение Трампом на прошлой неделе пошлин на сталь и алюминий, направленное прежде всего против Китая, привнесло новый элемент в и без того запутанную картину взаимоотношений двух мировых держав. Китай, разумеется, ответил введением встречных пошлин, чего и следовало ожидать.

Трамп, очевидно, и в данном случае не прислушался к своим советникам, которые наверняка объясняли ему бесперспективность подобных шагов. В то же время нельзя исключать, что он интуитивно чувствует преимущество именно непредсказуемых решений в сложившейся геополитической конфигурации.

Китай построен на порядке, тысячелетнем опыте и особом видении мира. Как отметил один из западных экспертов,  "говорить с китайцами о глобальных процессах – бессмысленно, они сразу и без малейших сомнений ставят себя в центр Вселенной". В таких условиях непредсказуемость имеет преимущество и вполне возможно, что хаос, который создал Трамп, – одна из форм нового порядка, понятного, пока еще, ему одному.

Сергей КОРСУНСКИЙ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини