Откуда берутся мысли о появлении мессии в украинской политике
Рок-музыкант Святослав Вакарчук, который проходит обучение в Стэнфордском университете в рамках Программы подготовки новых украинских лидеров, специально прилетел из США, чтобы встретиться со студентами Киево-Могилянской академии и поговорить с ними о политике
Я не буду пересказывать, о чем шел разговор – любой желающий найдет в интернете публикации очевидцев. Для меня популярность Вакарчука среди политически озабоченной публики и появление его имени в социологических опросах в числе кандидатов в президенты Украины с высоким рейтингом это только повод. Повод поговорить о том, как часто украинские граждане, достигшие совершеннолетия и продолжающие взрослеть и набираться жизненного опыта, умудряются сохранять невинность в своих представлениях о государственном устройстве и том месте, которое занимает в нем политика.
Политика, как известно, грязное дело. Что ищут в ней романтические натуры – вопрос. Возможно, не совсем то, что находят в итоге. Но куда интереснее, что находят широкие массы в том, что вопреки заповеди «не сотвори себе кумира» готовы пойти за человеком, который: а) красиво говорит; б) хорошо выглядит. И все, собственно.
Читайте также: Десять шагов Вакарчука и Вилкула навстречу выборам
Как свидетельствует доклад Института социологии Национальной академии наук (НАНУ) «Украинское общество: мониторинг социальных изменений, 1992–2016», около 50% опрошенных граждан или не разбираются в идеологиях, или не поддерживают ни одной, или не определились ни с одной, которую готовы поддерживать.
Этим данным опроса два года.
То есть, каждому второму избирателю все равно, гарантирует ли его кумир право на частную собственность, считает ли необходимым увеличить роль государства во всех сферах жизни общества без исключения или, напротив, выступает за то, чтобы свести государственное вмешательство до минимума и в качестве жизнеутверждающего примера для будущих поколений предлагает отменить выплату пенсий, например.
Возможно, наивность и мечтательность являются основополагающими чертами украинского национального характера, раз наивный мечтатель и политический неудачник Виктор Ющенко ценится среди опрошенных сотрудниками Института социологии НАНУ выше всех президентов Украины (сравнивается уровень поддержки во время пребывания в должности — Фокус).
Трудно назвать наивность характерной чертой Виктора Януковича, который железной поступью шел к осуществлению своих мечтаний. Тем не менее, согласно данным социологических опросов, он занимает второе место: украинцы оценивали его деятельность ниже Ющенко, но выше, чем Порошенко, который удостоился третьей строчки в рейтинге популярности. А на последнем, четвертом месте оказался самый успешный украинский президент – Леонид Кучма.
Леонид Кравчук в рейтинг не попал, так как опросы начали проводиться в 1994 году.
С другой стороны, казус Ющенко мог сыграть свою роль в том, что если в 1994 году только 25% украинцев считали, что в нашей стране нет ни одного политического лидера, способного эффективно управлять государством, то в 2016-м таких стало уже 60%. Хотя Янукович тоже наложил отпечаток на такое отношение народа к элите, надо полагать.
В заключение приведу одну цитату из выступления Вакарчука перед студентами.
«Я прожил достойно, честно, никогда не стремился к власти. Я был первым человеком в Украине, который добровольно отказался от власти. Поэтому она меня не интересует. У меня нет, не существует властных амбиций. Я буду применять тот способ для изменения страны, который будет эффективным для этого, и никто меня в этом не остановит».
Читайте также: Все, что сегодня происходит в стране, напоминает жизнь в классической психиатрической лечебнице
Наивный мечтатель, это в лучшем случае.
Считается, что человеком движут три основных инстинкта: сексуальный инстинкт, инстинкт власти, инстинкт самосохранения. Отказавшись от мандата депутата Верховной Рады в 2008 году, а вместе с ним лишившись депутатской неприкосновенности, Вакарчук доказал, что у него отсутствует инстинкт самосохранения, чрезвычайно развитый среди популяции украинских парламентариев. Об отсутствии у него инстинкта власти он сам сказал, обращаясь к студенческой аудитории. Остается сексуальный инстинкт.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки