Как пророссийские сепаратисты сочиняют свою "историю"
Леонид Лакербая
Бывший "премьер-министр" Абхазии Леонид Лакербая подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к авторам школьного учебника истории. Рассказывая о политическом кризисе 2014 года, они указали, что Лакербая обещал покинуть свой пост, но ушел в отставку только год спустя после обещаний. Бывший "глава правительства" заявил, что не давал публично подобных обещаний, а авторы учебника выставили его трусом, пишет Олег Панфилов специально для "Крым.Реалии"
О скандале с учебником сообщил сайт "Кавказский узел": "Сухумский городской суд" 24 апреля приступил к рассмотрению "иска" бывшего "премьер-министра" и сопредседателя общественной организации "Айтаира" Лакербая. Истец обвинил авторов учебника "История Абхазии" для 10-11 классов под редакцией Станислава Лакоба и Олега Бгажба в фальсификации внутриполитических событий в Абхазии в 2013-2014 годах, потребовав опровержения. "Я не хочу, чтобы мои внуки изучали историю, в которой написано, что их дед струсил и решил отсидеться", – заявил 71-летний Лакербая.
В первый раз Лакербая говорил о проблемном учебнике еще в ноябре 2016 года, сейчас он надеется на защиту чести и достоинства. Лакербая – давний сепаратист, один из ближайших соратников Владислава Ардзинба: с декабря 1992-го по апрель 1995-го – "первый вице-премьер правительства" Абхазии, с июня 1995-го по август 1996-го – "министр иностранных дел". Профессор Лакоба, редактор учебника, – один из тех абхазских ученых, который 25 лет занимался сочинительством новой истории абхазского народа. Он занимал "государственные" посты – во время оккупации Абхазии 1992-1993 годов был "депутатом Верховного Совета", в 1993-1996 годах – "первый заместитель председателя Верховного Совета" Абхазии, он также один из ближайших сподвижников Ардзинбы.
Читайте также: Абхазия превратилась в бандитское "государство"
Если учитывать криминальное происхождение постсоветских сепаратистов, скорее они придумывают себе не историю, а "легенду" – правдоподобный рассказ, чтобы держать свое население в состоянии вечного самовосхищения, а соседей заставлять нервничать от неожиданности появления "древнейшего народа", о котором доселе не было ничего известно. В скандальном учебнике практически сразу предлагается пополнить свои знания: "Признано – абхазский язык является одним из древнейших языков мира", но не разъясняется, кем признано и когда. Лингвист Всеволод Иванов высказывал лишь гипотезу, но в Сухуми посчитали, что этого достаточно, чтобы придумать себе родство с хаттами Малой Азии. Без объяснений – почему у хаттов была письменность, а у абхазов ее нет до сих пор, если не считать придуманные в 1952 году буквы на основе кириллицы.
Конечно, это проблема не столько современных сепаратистов, пытающихся с помощью придуманной "древности" убедить собственное население и мировую общественность в необходимости "национального государства". Придумывать собственную историю начали еще при российской монархической династии Романовых, которые учреждали цензурные комитеты и запрещали импортировать книги иностранных историков о России, в которых были изложены нелицеприятные события. Поводов было много, и один из них – книга французского писателя и путешественника маркиза Астольфа Луи Леонора де Кюстина "Россия в 1839 году", которая хотя и была написана по предложению императора Николая I, но оказалась жесткой критикой российской монархии. Эпитетов той России было достаточно – от страны варваров и рабов до всеобщего страха и "бюрократической тирании". Российская цензура нещадно вырезала не только предложения и абзацы, но и целые главы, порой запрещая книги полностью. После победы большевиков в 1917 году историческая цензура стала основной для формирования новой идеологии, а после зачистки "вредных" книг и журналов, после репрессий и депортаций ученых население советской империи знало только о той истории, которую разрешали преподавать в школах и университетах.
Второй этап исторического сочинительства пришелся на первые годы независимости бывших советских республик, когда каждая новая страна сочиняла себе новую историю. Хотя до 1860-х годов не было никакого Узбекистана или Таджикистана, а история таджикского и узбекского народов была переплетена, но сочинять отдельные книги сейчас стало делом политически выгодным. То же самое происходило на Кавказе и на западных территориях Советского Союза.
Третьим этапом стал сепаратизм, который опять потребовал от историков больших усилий, чтобы, с одной стороны, не обидеть Россию, от которой они зависят, с другой – доказать, что совместное сожительство в течении последних нескольких веков было вредным и неправильным. К примеру, в Абхазии могут сочинить все что угодно по поводу того, что абхазов и грузин ничего не связывает, но о том, что Российская империя в 19 веке выслала с родной территории более 80 процентов абхазов, писать не решаются. То же самое и в противостоянии азербайджанцев и армян, которые всегда жили вместе, в частности в Эриванском ханстве или в Карабахе.
История стала прочной частью идеологии, по большей части, политики из правящей партии определяли, что выгодно знать населению, а что не выгодно. Советские учебники истории четко регулировали количество и качество знаний. Например, 17-летняя Маша Брускина работала в минском сопротивлении немцам и была повешена в 1941 году. После войны выяснилось, что она еврейка, так что Машу не стали упоминать на памятнике и записывать в герои. Поэтому в Израиле есть улица в ее честь, а в бывшем СССР – нет, в Израиле о ней пишут, а в нынешней России – нет. Сейчас без труда можно найти отчет о расследовании, подписанном главным военным прокурором ВС СССР Николаем Афанасьевым – о том, что в статье корреспондента "Красной звезды" Александра Кривицкого написана, мягко говоря, неправда о "подвиге" 28-ми панфиловцев.
Читайте также: Фанерная Россия – потешная и ненастоящая
Что-то изменилось с тех пор? Конечно, нет – в учебниках по-прежнему присутствует "подвиг", а в кинотеатрах с аншлагом два года идет показ фильма "Двадцать восемь панфиловцев". В России с исторической наукой происходят странные и порой страшные коллизии: с одной стороны, официальные историки выполняют заказ "партии и правительства", разыскивая, к примеру, родословную Владимира Путина, вырисовывая генеалогию, которой не было, с другой, в России появилось очень много историков-любителей, сочиняющих труды о "Грузии – горной Русии", или о том, как "русские захватили китайскую империю" в 1 тысячелетии до нашей эры. Причем заказы от власти могут быть даже не официальные, достаточно, чтобы Путин публично сказал, что Крым – это исконно "русская территория", а крещение Руси произошло в Херсонесе, который почему-то называется по-гречески.
Но если в России есть какие-то механизмы регуляции, общественные активисты, периодически поднимающие скандалы из-за фальшивых диссертаций, в том числе на исторические темы, то у сепаратистов – полная свобода, их никто не контролирует, никто не ограничивает – их «"ворчество" регулируют только заказы марионеточной "власти". Поэтому в ОРДО сочиняют свою "историю Донбасса", в которой первобытные "донбасцы" и "донбаски" изготавливали каменные орудия способом, известным исключительно на Донбассе. Скорее всего, там жили мамонты донбасской породы, а еще раньше – донбасские птеродактили и динозавры. И развитие Донбасса в 1930-х годов происходило само собой разумеющимся процессом. А в составе Украины регион, оказывается, был всего ничего – с 1991 по 2013 годы.
Общественно-политическая жизнь Абхазии довольно скучная и однообразная, поэтому скандал с учебником сейчас является топовым событием – о нем много пишут, много обсуждают. Чем завершится та история – предположить трудно, возможно, и судебным решением. Пока же разные абхазские "политики" предлагают изъять из текста учебника 13-й скандальный параграф, а Лакербая требует изъять все учебники и сформировать независимую группу ученых, которая его изучит и внесет нужные поправки. Редактор и один из авторов учебника Лакоба неумолим: "Кое-кто путает историю Абхазии со своей личной историей… Мы знаем, рукописи не горят. Книга вышла, и с этим поделать ничего нельзя. Даже если ее начнут жечь и уничтожать".
Конечно, пройдет время – и России придется вернуть захваченные с помощью сепаратистов территории. Никому не нужны будут ни учебники, написанные в то время, ни многотомные "научные труды". Они будут храниться в библиотеках как памятники постсоветской идеологии, разрушавшей все – от государств до психики населения, которое в одночасье становилось великой нацией. А если кто-то доведет сепаратизм и сепаратистов до международного суда, эти учебники станут свидетельствами того, как пророссийские деятели районного масштаба пытались поставить себя на одну строку с великими культурами и государствами.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки