Аtlantic Сouncil: Присутствие при разрушении?
На этой неделе ключевой вопрос эпохи Трампа был сформулирован Дональдом Туском, бывшим премьер-министром Польши и нынешним президентом Европейского совета, чья страна пожертвовала многим, чтобы присоединиться к глобальному порядку, основанному на правилах, которые, по его опасениям, президент Трамп поставил под угрозу.
"Является ли выход США из парижского климатического соглашения, из иранской ядерной сделки" и введение Трампом новых тарифов на сталь и алюминий для стран-союзников по соображениям национальной безопасности, "всего лишь проявлением сезонной турбулентности или, скорее, первыми симптомами распада западного политического сообщества?", задается вопросом Туск на страницах "New York Times".
Иначе говоря: наблюдаем ли мы очередной эпизод продолжающейся драмы Трампа, о которой мы хорошо осведомлены? Что это может означать – магнат на рынке недвижимости, а теперь и главнокомандующий, развертывает подрывную тактику для того, чтобы найти максимальные рычаги влияния на переговорах, прежде чем совершить путь назад от пропасти перед срывом сделки к ее успешному закрытию?
Читайте также: Трамп чудит по-своему – политолог
А может быть, мы являемся свидетелями спровоцированного США разрушения глобального порядка систем и институтов, столь кропотливо выстроенного после Второй мировой войны? Несмотря на все недостатки и назревшую необходимость в реконструкции эта система защищала американские интересы и обеспечивала беспрецедентный уровень глобального мира и процветания в течение последних семи десятилетий.
The Economist поместил ответ на обложку выпуска выходного дня. На ней Дональд Трамп радостно восседает на шар-бабе, которым рушат здания, при ближайшем рассмотрении видно, что этот – шар Земля. Над картинкой размещен кричащий заголовок "Внешняя политика Америки".
В статье под названием "Человек-разрушитель", журнал признает, что Трамп может добиться некоторого неожиданного эффекта – это может быть отказ Северной Кореи от ядерной программы и установления с ней мирных отношений, потенциальное решение избежать американо-китайской торговой войны, и даже, возможно, смена режима в Иране.
Такие поразительные достижения были бы замечательными, добейся их человек, "который разбивает табу во внешней политике, – пишет The Economist, – Но разве они таковы? И когда мистер Трамп пытается получить результат с помощью рушащего шара, нацеленного на союзников и глобальные институты, встает вопрос о балансе издержек и выгод для Америки и всего мира".
Переломные моменты часто позволяют президенту Трампу пользоваться презумпцией невиновности.
Наша глобальная система институтов несовершенна и требует коррекции. Китай занимается несправедливой торговой практикой, заслуживающей порицания и пресечения. Иранская ядерная договоренность, достигнутая при администрации Обамы не способствовала снижению поддержки терроризма со стороны Ирана и снижению регионального хаоса в целом. Без сильного давления Трампа в вопросе применения санкций и военных угроз лидер Северной Кореи не имел бы мотива рассматривать вопрос об остановке ядерной программы.
Тем не менее, президент Трамп пересекает опасную черту, когда его нетрадиционная тактика наносит серьезный ущерб союзникам и альянсам – это те активы, которыми США однозначно пользуются наряду с основными державами. Мирового порядка трудно достичь, но еще труднее его восстановить в случае разрушения.
Во время саммита G7 премьер-министр Канады Джастин Трюдо сказал, что введение новых тарифов Трампом на основании идеи о том, что национальная безопасность США подвергается угрозе "откровенно оскорбительно и неприемлемо". И он прав. Слова президента Макрона о том, что тарифы «незаконны» и требуют проверки со стороны ВТО, тоже могут быть верны.
Однако смысл критики, который должен быть донесен до президента Трампа, в основном заключается в том, что введение тарифов для Европы, Мексики и Канады неразумно. Это дает возможность другим странам, используя аргументы на тему национальной безопасности, закрывать рынки, это повысит потребительские расходы в США, тарифы уже вызвали контрмеры, которые усиливают разобщенность.
Президент Трамп посыпал солью раны союзников, заявляя, что Россию следует впустить в «семерку», сделав ее снова "восьмеркой", хотя Москву изгнали за незаконную аннексию Крыма и множество других проступков.
Один из основателей организации Atlantic Council Дин Ачесон написал книгу "Присутствие при Сотворении", в которой рассказывается история о том, как Америка построила новый мир после падения нацистской Германии. Вопрос, который стоит задать на втором году правления администрации Трампа, заключается в том, не станет ли нынешний президент "присутствующих при разрушении" того, что так тщательно строилось. Или мы все еще можем работать совместно с друзьями и союзниками над тем, чтобы "присутствовать при переосмыслении"?
Президент Трамп продемонстрировал мастерство в методах и приемах крушения структур, которые ему не нравятся. Но то, чего мы еще не видели – это мастерство архитектора в создании чего-то лучшего на их месте.
Читайте также: Итоги саммита G7: Трамп отказался подписывать итоговое коммюнике
Предстоящие переговоры с Ким Чен Ыном могут предоставить хорошую возможность заменить разрушающий шар-бабу кранами и лесами. К чести Трампа, в преддверии саммита он сохраняет верность союзным Японии и Южной Корее в отличие от ситуации с Европой и Канадой накануне встречи G7.
Свою способность созидать Трамп может продемонстрировать Европе на саммите НАТО, который пройдет в июле. Повреждения нанесены, но еще не поздно все отремонтировать и реконструировать. Но для этого президент Трамп должен признать, что строение имеет исторические пропорции.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Atlantic Council
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки