Atlantic Council: Украина делает шаг вперед и два назад
Прошло всего шесть недель с тех пор, как я последний раз была в Киеве, но настроение в столице теперь совершенно другое.
В прошлый раз я видела размещенные по всему Киеву плакаты, рекламирующие концерт рок-звезды Славі Вакарчука ко "Дню независимости", но теперь этого нет. Сегодня вдоль дорог стоят рекламные щиты с лицами политиков.
В следующем году в Украине пройдут выборы, и парламент трудится в поте лица.
Прошлый четверг, 7 июня, был особенным днем в Раде. Парламент, наконец, принял законопроект о борьбе с коррупцией, чему президент сопротивлялся в течении двух лет.
В сентябре прошлого года на ежегодной конференции "Ялтинская Европейская Стратегия", которая проходила в Киеве, президент Петр Порошенко бросил присутствующим вызов. Он попросил подняться тех зарубежных представителей, в странах которых есть антикоррупционные суды, утверждая, что такой орган существует только в отсталых африканских странах и в единицах других.
Читайте также: Корупція військових контрактів – на очах у Порошенка та всієї країни
Затем он бросил вызов Соединенным Штатам. "У Соединенных Штатов есть суд по борьбе с коррупцией?" – спросил он самодовольно.
Экс-госсекретарь США Джон Керри, бывший прокурор, быстро ответил: "Суть в том, что в нашей стране каждый суд является антикоррупционным судом". Аплодисменты заполнили зал.
Неуклюжий трюк Порошенко с обсуждением темы антикоррупционного суда провалился. Надо отдать должное МВФ, который, запустив для Киева кредитную программу на сумму $17,5 млрд., остался достаточно твердым, требуя, чтобы правительство создало антикоррупционный суд – без всяких "если", "и", "но" и прочих отговорок.
Десять месяцев спустя парламент большинством голосов одобрил законопроект о борьбе с коррупцией. Даже президентская партия благословила его. Премьер-министр Владимир Гройсман сразу же потребовал выделения кредитных денег. Порошенко одобрил событие и подписал закон 11 июня.
Реформаторы назвали принятие закона победой. Егор Соболев, бывший председатель парламентского комитета по борьбе с коррупцией, был полон энтузиазма в вечер голосования; он не мог перестать улыбаться. Однако критики президента, в том числе депутаты Мустафа Найем и Сергей Лещенко сказали мне, что на самом деле никто до конца не доволен – ни реформаторы, ни правительство, – но этот шаг призван разблокировать очередной транш МВФ в размере 2 млрд долларов, запланированный на осень.
Без него Украина, скорее всего, будет вынуждена объявить о дефолте уже через несколько месяцев.
"Это дает нам новую площадку для борьбы", – сказал мне Лещенко 9 июня в Киеве.
Это был большой шаг вперед.
Читайте также: Антикоррупционный бег с препятствиями
В тот же день парламент уволил одного из реформаторов – министра финансов Александра Данилюка, который занял независимую позицию. Он брался за "плохие" банки олигархов Игоря Коломойского, пресловутые коррупционные таможенные и налоговые службы, реформу НДС и возражал премьер-министру. Он единственный, кто поддержал реформы Ульяны Супрун в Министерстве здравоохранения, одном из оставшихся светлых мест в стране.
Его неустанный оптимизм, сила духа и профессионализм отличали его от всех остальных, он проявлял мужество и стойкость убеждений на протяжении всего времени пребывания в должности. Но, в конце концов, он проиграл, вступив в публичный конфликт с премьер-министром (честно говоря, публичная критика в адрес руководства считается преступлением почти в каждой системе).
Информированные источники сказали мне, что мы вряд ли его еще увидим, но он был одним из последних оставшихся реформаторов, которые были готовы одолеть "Старую Украину" в Кабинете министров, поэтому его уход вызывает беспокойство.
Это шаг назад.
Также в четверг парламент, наконец, утвердил Владимира Василенко в качестве аудитора Национального антикоррупционного бюро Украины. Василенко – восьмидесятилетний профессор права, не имеет опыта в антикоррупционной сфере, а некоторые представители гражданского общества и международного сообщества с подозрением относятся к его кандидатуре.
Вместо того, чтобы выбрать партнера Baker & McKenzie Томаса Файрстоуна, обладающего острым умом, свободно говорящего по-русски и владеющего ситуацией, парламент выбрал безопасный вариант.
Тем не менее, по словам некоторых инсайдеров, негативные комментарии касательно персоны профессора необоснованны, и он хорошо знает свое дело.
Подождем и посмотрим.
Трудно точно сказать, что означают все эти шаги для Украины. Присутствует тревога о том, что администрация президента позволила принять антикоррупционное законодательства в обмен на управляемого аудитора НАБУ, чтобы иметь возможность подорвать антикоррупционные институты в процессе аудита, в то время как формирование суда займет по крайней мере, еще шесть месяцев.
Это означает, что старая гвардия может выдохнуть и расслабиться: новые персоны не угрожают их интересам. Кроме того, парламент должен принять и отдать на подписание президенту еще один законопроект о фактическом создании суда.
Существует много способов подорвать усилия по созданию суда по борьбе с коррупцией, даже если фактический законопроект является достойным.
Читайте также: Аtlantic Сouncil: Украина больше чем война, кризис и Крым: как немцы воспринимают эту страну
Существуют опасения и по поводу фактического текста закона. У парламентариев был буквально час на то, чтобы оценить законопроект о борьбе с коррупцией – без сомнений, этого времени недостаточно, чтобы внимательно прочитать проект. Мы все ждем выхода финального текста.
Между тем, экономика почти не растет. Украинцы "голосуют ногами" и тысячами уезжают в Польшу и Чехию; сегодня каждый шестой украинец трудоспособного возраста работает в Европе.
Еще одна неделя в Украине. Сделан, возможно, один шаг вперед и два шага назад.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал – Мелинда Харинг, Atlantic Council
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки