Турция может покинуть НАТО, если отношения с США будут развиваться в том же русле – журналист
Хочу рассказать уникальную историю, которая происходит между США и Турцией
Ситуация, которая могла бы стать анекдотической, но на самом деле ее последствия в высшей степени серьезные. После неудавшегося переворота 2016 года Турция задержала американца Эндрю Брансона – проповедника, евангелиста, который ездил в Турцию и там пытался распространять христианство. Распространителей христианства в Турции воспринимают крайне негативно: страна – исламская.
Читайте также: Торговая война США и Китая: будут ли победители?
Партия нынешнего президента Турции Эрдогана, партия, по сути, является исламистской: у нее союзники – националисты и исламисты, да и во власти – такие же. А этот Эндрю Брансон распространял христианство. Это все равно что приехать во Львов и начать там агитировать за какую-то "Малороссию": в общем, в высшей степени отрицательный фидбек получишь. Скорее всего, вообще по голове получишь, а заодно и посадят.
Но этот Брансон ничего не испугался, пошел агитировать за принятие христианства турками: турки сначала терпели его – американец, союзник, что с ним делать? Но потом все-таки приписали ему участие в этом перевороте и посадили. Хотя я в высшей степени сомневаюсь, что он хоть как-то был причастен к этому перевороту. Такое могло бы сойти с рук во времена Обамы, который атеист, хоть он, конечно, и говорил, что верующий.
А вот Трамп – за евангелистов, весь из себя "религиозный". Сильно сомневаюсь, что он верит в бога, но, допустим, верит: как минимум, ему надо делать вид, что в Бога он не просто верит, а готов защищать свободу вероисповедания, ведь он – республиканец. Трамп встал горой на защиту этого несчастного Эндрю Брансона, требует от турок освободить его немедленно. Турки его освобождать не хотят: чтобы другим неповадно было. Да и Эрдоган считает себя султаном, который может спокойно распоряжаться жизнями других людей. Почему это он просто так будет какого-то поганого американца освобождать?
Тем более, у него была совсем другая идея насчет Брансона – он хотел поменять его на турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена: он считается турецким Троцким – самым злобным врагом турецкого режима, который окопался и сидит в американском штате Пенсильвании, и американцы его не выдают.
Я предполагаю, что Эрдоган совершенно спокойно брал в заложники этого Брансона, чтобы поменять его на Гюлена. Но американцы Гюлена не выдают, поэтому он решил, что и Брансона тоже выдавать не будет. И тут Трамп начал требовать – видимо, под воздействием своих друзей евангелистов, – чтобы этого Брансона освободили. И, по традиции его принятия решений, Трамп слету взял и ввел санкции против Турции: какие-то запредельные пошлины на импорт турецкой стали и алюминия. Насчет алюминия, не уверен, экспортировала ли Турция его в США, но сталь – точно да, причем на несколько миллиардов долларов: по каким-то турецким сталелитейным предприятиям эти санкции могли ударить. Плюс Трамп пообещал, что если пастора Брансона не освободят, то давление, в том числе санкциями, на Турцию будет продолжено.
Думаю, сам Трамп не ожидал, какой эффект вызовут эти санкции. Турция, при всем уважении к этой стране, не так уж известная своим экспортом стали на мировые рынки: ну, одежда, обувь, туризм, помидоры. Но сталь – вы серьезно? А, оказалось, что эти санкции против турецкой стали были последней каплей для турецкой экономики, которая в последние месяцы держалась, по сути, на соплях. Дело в том, что Эрдоган набрал огромное количество кредитов на развитие экономики, на строительство огромных, гигантских мега-проектов: турецкая экономика впитывала в себя огромное количество заемных денег, но пока ничего не выдавала в ответ, и не слишком эффективно эти заемные деньги расходовались внутри самой Турции.
Соответственно, турецкой экономике нужен был лишь какой-то толчок, прежде чем она посыпется из-за нехватки денег. И таким толчком стали санкции Трампа. Они вообще были бы не страшны, если бы в турецкой экономике все было бы нормально. Местная валюта лира начала падать.
Стивен Мнучин – министр финансов у Трампа. Кстати, это – жулик, который прославился на всю Калифорнию тем, что во время финансовых кризисов выгонял людей из домов за бесценок, наживался на человеческом горе: человек в высшей степени гадкий, нехороший и противный. Но, тем не менее, он министр – финансов. Даже этот Мнучин, глядя на Турцию, мягко говоря, впечатлялся, ведь тоже не ожидал такого эффекта, и сказал: "Но мы внимательно следим за тем, что происходит в Турции". Он не стал ни радоваться, ни огорчаться по поводу турецкого кризиса и того ада, который начался в Турции. А турки обиделись.
Есть такая замечательная картина Васи Ложкина – мужики со злобными лицами, с бородами стоят и отрезают себе причиндалы. И с очень злобными физиономиями это делают, глядя на зрителя. Не очень понятно, что они хотят доказать. Но, мне кажется, это иллюстрация известной поговорки "назло кондуктору пробью билет и выйду" или "назло маме отморожу себе уши", но в более брутальном исполнении. Вот, турки, сторонники Эрдогана – в первую очередь, начали сжигать доллары, свои собственные кровно заработанные американские доллары. И это еще не все. Другие начали разбивать свои Айфоны, ломать их на камеру, под видео.
Мне это напомнило, как россияне давили тракторами еду: что-то из этой серии. Потом турчанки выстраивались в огромную очередь перед пунктами обмена валют, сдавая валюту, хотя курс, видимо, был не очень выгодный. Но каким-то образом сработало это "отрезание себе всяких мест", разбивание Айфонов и уничтожение, сжигание долларов, потому то турецкая лира немного начала подниматься, хотя есть альтернативная точка зрения, что тут помогли вложения со стороны Катара. Этот маленький эмират из Персидского залива пообещал Турции $15 млрд на стабилизацию ее экономики. Но картины турок, сжигающих свои доллары и ломающих свои Айфоны, меня поразили. И, думаю, не только меня, наверное, и Дональда Трампа тоже.
Но штука в том, что Брансон никуда не делся. Он сидит в турецкой тюрьме. И на прошлой неделе ему отказали в освобождении по апелляции. Соответственно, давление со стороны США будет нарастать. Трамп не может просто так взять и бросить этого пастора на произвол судьбы, потому что его союзники – евангелисты, а США пока еще является демократией: от голосов евангелистов многое будет зависеть на выборах в Конгресс в ноябре текущего года. Поэтому бросить Брансона он не может.
Эрдоган, в свою очередь, чтобы также не озлобить своих союзников – националистов и исламистов, не показать, что он прогнулся перед американцами, он не может освободить этого Брансона. То есть, идеологическое противостояние между США и Турцией будет нарастать. Причем из-за какого-то там христианского пастора в исламской стране. Это само по себе какая-то мелочь и ерунда, но учитывая характеры обоих действующих главных лиц, – Эрдогана и Трампа – она выросла в серьезную проблему между государствами.
Читайте также: Встреча Меркель-Путин под свадебные звуки
Почему это важно, в том числе и для нас? Потому что Турция уже всерьез говорит, что будет искать себе абсолютно новых союзников. То есть она, наверное, будет выходить из НАТО. В России радуются так, что аж не могут: там Лавров потирает лапки, говорит, что "мы с огромным удовольствием приветствуем решение Турции поругаться с США и сказать свое "нет" мировому доминированию Вашингтона". То есть, Турция из-за действий Трампа и в значительной степени из-за действий Эрдогана выходит из орбиты западной цивилизации. То есть, Турция в полной мере никогда не была частью западной цивилизации, но она точно была в орбите западного мира, была привилегированным торговым партнером ЕС, состояла в НАТО и т.д.
Сейчас вопрос участия Турции в НАТО становится неочевидным. Вполне возможно, Турция может НАТО и покинуть, если отношения с США будут развиваться в том же русле. Это очень опасно для глобальной "архитектуры" безопасности, а особенно это важно, учитывая то, что Турция, по сути, является форпостом НАТО в невероятно сложном и важном регионе – на Ближнем Востоке.
И если она НАТО покинет, думаю, последствия могут быть ужасными. Но Трамп, с другой стороны, как мне кажется, может идти на ухудшение отношений с Турцией и на развал НАТО совершенно осознанно, ведь если информация о его связях с Россией и с Кремлем подтвердится и выяснится, что Трамп действительно с помощью России пришел к власти, тогда все станет на свои места. Россия действительно хочет разрушить НАТО, она хочет разрушить глобальные, важнейшие, фундаментальные американские институты, такие, как свободную прессу, спецслужбы и доверие к ним.
Вспомним историю Бреннана, бывшего директора ЦРУ и Коми, бывшего директора ФБР: по всем параметрам сейчас Трамп делает то, что выгодно было бы для России – разрушает НАТО, доверие к американским спецслужбам внутри США и разрушает институт свободной прессы.
Я боюсь, что все эти безумства со стороны Дональда Трампа могут оказаться вполне логичными, могут получить разумное объяснение, только главная проблема для нас, всего мира да и самих американцев в том, что это разумное объяснение будет заодно и очень зловещим.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки