Bloomberg: Невыполнимая миссия Владимира Путина
Перед Владимиром Путиным стоит огромная проблема. Он хочет обеспечить процветание россиянам к 2024 году, когда, согласно конституции, должен закончиться его президентский срок, но экономика ему больше не помогает. В этом неблагоприятном экономическом прогнозе виноват только российский президент.
Погрузившись в состояние рецессии в 2015 году, Россия не может из него выйти. Частные инвестиции и производительность инертны. Экономисты даже не надеются, что в обозримом будущем рост превысит двухпроцентный рубеж – это далеко от темпа в пять процентов первых двух сроков Путина.
Если ситуация будет развиваться в таком направлении, россиянам может это надоесть к 2024 году. В этом заключается угроза, поскольку процесс передачи власти – или проведения конституционной поправки, позволяющей Путину остаться на посту – может вызвать рост недовольства, учитывая, как мало говорят о вовлеченности избирателей в процесс. В последний раз, когда россияне выходили на улицы в 2011 и 2012 годах, экономика функционировала хорошо.
Читайте также: Путинской бензоколонке уготована такая же судьба как и Венесуэле
Ответом Путина стал указ, в соответствии с которым в России должно произойти экономическое чудо. Он приказал правительству поднять рождаемость, продолжительность жизни, доходы, решить жилищный вопрос, ускорить инновации, переход на цифровые технологии, улучшить образование и здравоохранение. Это впечатляющий ряд целей, но не особо вдохновляющий, поскольку такое будущее неправдоподобно.
Проблема скорее политическая, чем экономическая. Для начала, совершенные Россией захват Крыма и вмешательство в выборы, сделали страну международным изгоем и спровоцировали западные санкции. Они оказывают непосредственное влияние на рост, но также создают перманентную неопределенность, которая препятствует внедрению иностранных инвестиций и идей.
Между тем, консолидация власти в руках Путина пагубно сказывается на внутренне экономическом состоянии страны. Он не проявляет уважения к имущественным правам и личным свободам – он решает, кто у кого может отбирать активы, кто подвергается судебному преследованию, и что людям позволительно говорить – распространяет всепроникающий бюрократизм. Пока люди будут бояться того, что могут лишиться средств к существованию и самой жизни, предпринимательство не поднимется, и многие из лучших и самых ярких персон покинут страну.
Конечно, россияне не сдаются легко. Московский Инновационный центр "Сколково" внедряет многообещающие стартапы. Рестораторы и производители продуктов питания удовлетворяют любой вкус и бюджет. Но слишком часто предприятия становятся жертвами атаки чиновников или нападений со стороны конкурентов, использующих коррумпированную судебную систему, чтобы оказать давление или даже посадить в тюрьму своих визави. У предприятий, которым удается выживать, зачастую не остается другого выбора, кроме как соглашаться на поглощение компаниями, имеющими связи с правительством.
На этом фоне даже разумная экономическая политика приобретает другой характер. Взять хотя бы российский план повысить пенсионный возраст – шаг, важный для долговременного экономического роста и финансовой стабильности любой страны со стареющим населением. Россияне обоснованно спрашивают: почему мы должны дольше ждать заработанные нами деньги, когда друзья президента обогащаются на государственных контрактах?
Читайте также: Власть в России пытается укрепиться, "выгрызая" себе "право" быть над народом – журналистка
Советники Путина знают, что нужно делать. Экономическая программа, разработанная бывшим министром финансов Алексеем Кудриным – и созданная по распоряжению Путина – подчеркивает, что "экономический успех невозможен" без соблюдения законности и "справедливой и по-настоящему независимой" судебной системы. Однако эта фундаментальная составляющая отсутствует в собственном плане Путина. В любом случае россиян можно простить за то, что они задаются вопросом, как правящая элита будет бороться с противниками, если не сможет использовать суды.
В конце концов, вырисовывается несложная дилемма: Путин может либо сохранить путинизм, либо построить более успешную Россию, но не то и другое одновременно. Шансы на то, что он сделает правильный выбор, невелики.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Bloomberg
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки