Как Минфин и НБУ зарабатывают на обманутых вкладчиках
Дорогие вкладчики ликвидированных банков. У меня для вас одна хорошая и одна плохая новость.
Хорошая состоит в том, что Фонд гарантирования выставляет на публичные торги миллиардные активы. И это понемногу продается. Например, на прошлой неделе вручено 165 миллионов. На этой неделе выставляются на продажу активы на общую сумму 7,44 миллиарда! Да, еще непонятно, за сколько их удастся продать. Но даже если за них заплатят миллиард, то будет неплохо.
Итого, с начала года
Теперь плохая новость. Вы эти деньги не получите.
Главная причина – одна. За все годы Фонд выплатил вкладчикам ликвидированных банков 88 миллиардов. Это по тем депозитам, которые до 200 тысяч гривен, и которые гарантируются государством.
Но эти деньги нужно возвращать. Они взяты в долг – 59 миллиардов у Министерства финансов и 20 у Нацбанка. Всего – 79 миллиардов!
Почему Фонд взял в долг? Потому что платить было нужно, а денег у Фонда гарантирования не было.
Читайте также: Як зберегти гроші в умовах банківської кризи
Погашать эти долги Фонд должен с тех денег, которые он выручит, продавая все, что осталось у банков-банкротов. Учитывая, что это добрая сотня банков, продавать вроде бы есть что. Общая сумма их активов – почти 500 миллиардов гривен. Даже если продавать за 10-20% суммы (больше не дают на свободном рынке), теоретически можно выручить как раз миллиардов сто.
Но это теоретически. На самом деле, не так. Только в прошлом году была запущена площадка "Prozorro.Продажи", через которую Фонд начал делать массовую продажу по прозрачным механизмам. С тех пор продать удалось не слишком много. Например, за январь-август 2018 года – всего на 6,7 миллиарда гривен.
Теперь сравните – выручка 6,7 миллиарда и долг 79 миллиардов. Еще продавать и продавать, а украинский рынок далеко не бездонный. То есть, после ликвидации 100 банков в Украине нет столько денег. Нужно впускать иностранный капитал, а его нужно чем-то приманить. Нормально работающими судами, например – чего не было и нет;-) Ну, да это отдельный разговор.
Есть другая проблема. Реальная проблема.
Дело в том, что Минфин и Нацбанк за свои деньги берут проценты. И эти проценты – нехилые.
Нацбанк берет 12,5% годовых. И это Нацбанк, который наглым образом допустил массовое воровство и схематоз в банках. Можно взять почти любой банк из ликвидированных, и там совершенно четко видна бездеятельность работников НБУ. Это в лучшем случае. В худшем, нацбанковцы получали откаты с банкиров и крышевали схемы. А кураторы, которые якобы вводились, чтобы не допустить оттока вкладов, никак этому не мешали. В "Хрещатике" – не мешали, в "Дельте" – не мешали, в "УПБ" – не мешали. То есть, Нацбанк является одним из причин огромных убытков государства – но при этом берет проценты.
Ок. Министерство финансов хочет с Фонда гарантирования о 9,99% до 12,5% годовых. Похоже на Нацбанк.
Всего Фонду предстоит вернуть долг с процентами на сумму... 144 миллиарда гривен.
144 миллиарда!
То есть, дорогие обманутые вкладчики, вы денег не увидите. Даже если Фонд продаст активов на 150 миллиардов, он все отдаст Минфину и Нацбанку. Особенно больно это ударит по вкладчикам, которые имели депозиты более 200 тысяч гривен. Почему? Потому что это их последняя надежда.
О предприятиях, которые держали счета в банках, я даже не вспоминаю. Это как бы само собой разумеется, что их можно отыметь.
Давайте задумаемся на секунду – нормально ли это?
И Фонд, и Минфин, и Нацбанк – это государство. Должно ли государство получать проценты с государства?
Я знаю, что вы скажете. Существует Уголовный кодекс. Если Минфин не берет проценты с Фонда, то это считается недополученной прибылью государства – прокуратура квалифицирует этот случай как нанесение убытков государству в особо крупных размерах или как-то так. Ну так что? Мы не можем поменять закон? Мы не можем закрепить на бумаге, что если государство дает деньги государству, то проценты здесь неуместны? Как минимум, в случае Фонда гарантирования, который должен вернуть как можно больше денег сотням тысяч ограбленных людей.
Сейчас Фонд гарантирования пытается хотя бы снизить процентную ставку. Но знаете, кто выступает против? Правильно, Нацбанк.
Читайте также: Депозитні ризики: як захистити власні гроші при банківській "турбулентності"
НБУ говорит, что это "льготное кредитование".
То есть, сотрудники Нацбанка не несут никакой ответственности за то, что именно они и допустили падение сотни банков. Что именно при них не слишком чистые на руку бизнесюки разграбили миллиарды долларов (!).
Я не знаю, как это квалифицировать. Я назвал бы это "гонтаревщиной" – это когда неправ, но очень яростно доказываешь, что только ты и прав.
Иногда кажется, что революционные матросы были правы, когда ставили к стенкам особенно невменяемых. Нет, я не призываю к расправе – как раз против. Но, может, вы знаете, как передать привет зарвавшимся чиновникам?
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки