Эпопея с повышением цен на коммунальные тарифы очень напоминает аналогичный пример в Боливии, – эксперт
В 1985 году Боливия страдала от ужасной гиперинфляции. Чтобы понять ее масштабы, то можно сказать, что предмет ценой 5000 песо в 1984, через год уже стоил 2 млн песо. Рост в 400 раз. Безусловно, такой рост цен отразился на курсе валюты. Ведь люди получив зарплаты, стремились быстро избавиться от нестабильной национальной валюты и купить доллар. Если в 1983 за доллар давали 5 тыс песо, то в 1984 доллар уже был 250 тыс, а в 1985 – уже 2 млн песо!
В то же время, молодой профессор Гарварда Джеффри Сакс изучал проблемы инфляции в странах Латинской Америки. Чтобы популяризировать свои идеи, он начал писать теоретические статьи о причинах таких кризисов и как их преодолеть. И вот его работы увидели боливийские чиновники, которые так же обучались в США, и они решили пригласить Сакса в качестве экономического советника по реформам.
По прибытию в страну, Сакс буквально сразу же разобрался в чем проблема. В стране был большой дефицит бюджета и чтобы его покрыть правительство печатало деньги. Поскольку у частного сектора не было денег, чтобы купить облигации правительства, то эти облигации продавались непосредственно Боливийскому центральному банку. И вот здесь боливийское правительство ничем не отличалось от других стран.
Бюджет Боливии в то время сильно зависел от нефтяных доходов. Сами цены на нефть и бензин устанавливались государством и менялись раз в несколько месяцев. Например, литр бензина при курсе доллара – 1 млн песо, стоил 250 тыс песо или 0,25 доллара. Если за 2 месяца (что было обычным делом в Боливии) курс доллара выростал, то цена нефти в долларовом эквиваленте падала! Поскольку бюджет сильно зависел от нефтяных налогов, то такие цены подрывали бюджет!
Была ещё одна проблема, которая ещё больше усугубляла ситуацию. Когда цены на бензин упали до абсурдно низкого уровня в 0,03 доллара за литр, то начала расти контрабанда. Конечно доходы от контрабанды не облагались налогом и не шли в бюджет и это тоже снижало доходы бюджета!
Потому в качестве противоядия, Сакс предложил повысить цены на бензин до 0,28 дол за литр! Изначально боливийское правительство со скептицизмом отнеслись к данному шагу. Как можно побороть гиперинфляцию многократно повышая цены? Однако Сакс убедил их, что здесь нужно смотреть на зависимость одной переменнной от другой, а на более глубокую зависимость незаметных и незначимых переменных, что не брались в расчёт.
Читайте также: Тарифи на ЖКП та ціна на газ: хто кому і за що?
В общем, Сакс убедил их и было принято решение повысить цены на нефть. В течении одного дня после повышения цен ситуация изменилась. Прекратился рост курса доллара и гиперинфляция исчезла.
Хочу сказать, что на то время Боливия была довольно не бедной страной. В 1980 уровень ВВП на душу составлял 2700 дол. Для сравнения в США тогда ВВП был на уровне 12 тыс дол или только в 4,5 раза больше. Однако, после таких реформ, Боливия так и не случилось взрыва экономического роста. Экономика вернулась к уровню 1980 только через 18 лет – к 1998. А за это время Америка убежала далеко вперёд и разрыв увеличился до 12 раз.
Позже, комплекс стабилизационных мер в таких странах как Боливия, Чили, Аргентина, лёг в основу Вашингтонского консенсуса, комплекса 10 стандартных реформ, которые рекомендует МВФ.
Откровенно говоря, реформы МВФ – это не единственный способ, которым можно решить наши проблемы, однако другие известные способы конфликтуют с интересами стран-акционеров МВФ. Крупнейшими акционерами МВФ являются США и страны ЕС. Конфликтуют не столько вредом для них от развития нашей экономики, сколько это создаст прецедент для других стран.
Читайте также: Порошенко рік тому пообіцяв, що ціни на газ знизяться. ВІДЕО
По этой же причине, рекомендации МВФ часто создают проблемы в странах, которые они призваны решать. Проблема платежного баланса это одна из таких. Они латают дыру в балансе на время, но потом возврат кредитов создаёт ещё большую дыру и ее нужно латать новыми кредитами. Дыру в балансе так же создаёт их требование либерализации торговли, особенно это ощутимо в сырьевой экономике. И самая главная проблема этих реформ в том, что они не позволяют сырьевым странам отойти от сырьевой направленности, которая часто является главной проблемой в реформируемых странах. Потому получается, что все реформы носят характер лечения симптомов болезни, а не ее настоящих причин.
Кстати, сами американцы и европейцы по положениям Вашингтонского консенсуса являются двоечниками. И они никогда не рисковали проводить у себя реформы, с которыми экспериментировали в других странах. Однако это никак не мешало внедрять эти реформы в странах третьего мира. Сейчас они добрались до нашей страны. А эпопея с повышением цен на коммунальные тарифы очень напоминает аналогичный пример в Боливии. И очень бы не хотелось, чтобы мы оказались в таком же положении восстановления экономики как Боливия, или другие страны Южной Америки, где это заняло много лет, но так и не привело к стабильности.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки