Севастопольские общежития: жизнь вне закона
Жители севастопольских общежитий столкнулись с проблемой легализации своих прав на жилье. Чиновники российского правительства города массово отказывают в заключении договоров социального найма, поскольку жильцы не предоставили полный пакет требуемых документов, собрать который практически невозможно.
Общага – уродливое порождение советской эпохи – продолжает существовать до сих пор как показатель отношения государства к своим гражданам. В городе-герое в них живут, согласно официальным данным, около 11 тысяч человек.
Всего в Севастополе 96 общежитий, из них 11 находятся в собственности Черноморского флота и Минобороны России, 1 – в управлении российского Министерства внутренних дел. Это 4724 жилых помещения общей площадью 156 тысяч квадратных метров. Основная масса этих зданий была построена до 80-х годов прошлого века. Их износ составляет от 50 до 85%. У 32 общежитий изменен статус на «жилой дом».
Отнять у «этих» и поделить между «своими»
Налетевшим как саранча в город российским чиновникам где-то надо жить. По данным местных СМИ, их сейчас в Севастополе около 20 тысяч. Разумеется, не все из них приезжие, но порядок цифр впечатляет. А еще российские военные и прочие силовики – тоже с десяток тысяч наберется. Всю эту ораву, прибывшую на аннексированную у Украины территорию, надо не только кормить, но и где-то расселить. И чиновникам, и силовикам положена компенсация за поднаем жилья, но бюджетные средства приказано экономить, поскольку, цитируя Медведева, «денег нет».
В чьей голове родилась идея использовать для размещения государевых людей местные общаги, сейчас уже не узнаешь, но озвучил ее в марте нынешнего года не кто-нибудь, а молодой и перспективный технократ, российский губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников. «Постоянно идут обращения от департаментов – здравоохранения, образования, культуры – от наших бюджетных учреждений, которым нужны места (для проживания сотрудников – авт.). У нас 20 тысяч бюджетников, мы им предоставить ничего не можем», – заявил он и выразил мнение, что севастопольские общежития – перспективная жилплощадь, которую можно будет выдавать для расселения российских бюджетников.
Ситуацию пояснил заместитель директора департамента капитального строительства Владимир Еременко. «Отсутствуют сведения об основаниях для проживания и целевом использовании 1943 помещений, – заявил он. – Изучение документов граждан, проживающих в общежитиях, выявило следующие проблемы: отсутствие у граждан исчерпывающего перечня документов, необходимых для заключения договоров социального найма, разночтения в представленных гражданами документах, невозможность идентификации жилого помещения. Как правило, сложности возникают в общежитиях, где регистрация проводилась без указания конкретного помещения, а зачастую фиктивно, без фактического предоставления помещения».
Читайте также: Политические небылицы Путина и "новый Лужков" в оккупированном Севастополе
Для прояснения ситуации с «перспективной жилплощадью» российское правительство Севастополя тут же создало рабочую группу, которая к 1 октября текущего года должна определить основания для проживания граждан в общежитиях.
Общежитие в Севастополе
Намерение закрепили 10 мая решением о создании специальной комиссии. В нее вошли представители департамента по имущественным и земельным отношениям, департамента архитектуры и градостроительства, управления госжилнадзора, полицейские и члены Севастопольского отделения Общероссийского народного фронта.
В спецкомиссии заявили, что в случае, если у постояльцев не окажется документов, подтверждающих право проживания в общежитиях, правительством будут приняты «необходимые меры для объективного и взвешенного изучения ситуации по каждому проживающему». А если решение будет не в пользу жильцов – им посоветуют обратиться в суд.
Ранее, в декабре 2016 года, и.о. директора департамента капитального строительства Юрий Илек рассказывал: «В период с 1970 года по 2014 год сложилась ситуация, когда в общежитиях ведомственной принадлежности граждане заселялись в жилые помещения без оформления соответствующих нормативных документов. В результате 14 тысяч севастопольцев не могут заключить договоры социального найма для законного проживания в этих помещениях». Чиновник уточнил, что речь идет лишь о ведомственных общежитиях, заселение в которые в свое время разрешалось по письменному или даже устному заявлению человека.
Недостижимый социальный наем и правовой коллапс в Севастополе
Чтобы узаконить свое проживание в правовом поле, которое в один момент стало российским, гражданам необходимо собрать внушительный пакет документов, которые позволят заключить так называемый договор социального найма. Отсутствие договоров социального найма лишает людей права регистрации и получения государственных социальных выплат – пенсии, пособия на ребенка, материнского капитала и прочего.
Работу по оформлению договоров соцнайма новые власти начали проводить еще с 2014 года, но сразу же большинство граждан зашли в тупик: многие из необходимых бумаг сегодня уже невозможно получить физически – предприятия, которым ранее принадлежали общаги, сегодня уже не существуют, а архивы утеряны. Но есть и проблемы другого плана.
«При обращении в департамент капитального строительства для заключения договора социального найма люди получают сплошные отказы, которые можно смело назвать «по формальным признакам». Они объясняют тем, что подан недостаточно полный пакет документов, – рассказывала в мае во время круглого стола по данной проблеме активистка, представившаяся Элеонорой. – Как получается, что по соседству проживают два человека – у одного оформлена приватизация, а другой может завтра оказаться на улице с малолетними детьми? Какой-то правовой коллапс в Севастополе!»
Общежитие в Севастополе
По словам активистов, проживающих в общежитиях, у них в разных документах одни и те же жилые помещения обозначены разными терминами: где-то указана квартира, где-то – комната, а где-то – койко-место. Чаще всего в пакетах документов, подтверждающих право на проживание в комнате общежития, не хватает ордеров на вселение. «Закрыты заводы, которым когда-то принадлежали общежития, утеряны архивы. Почему это не принимается в расчет департаментом капстроительства?» – недоумевает активистка.
В результате, с октября 2016 по март 2018 года в Севастополе было заключено всего 85 договоров социального найма.
Севастопольский общественник Олег Гасанов рассказывал: «Регламент, утвержденный жилищным управлением нашего правительства, утверждает перечень документов, который должен быть предоставлен жителями комнат общежитий для оформлений договоров социального найма, – сказал он. – Если департамент капитального строительства, управление жилищной политики еще раз подойдет к вопросу пересмотра своего регламента, чтобы расширить перечень документов, который является основанием для заключения договоров социального найма, то эта проблема может быть решена в течение нескольких месяцев».
Читайте также: Игры в "борьбу с коррупцией" в оккупированном Крыму
Гасанов сообщил, что при экс-губернаторе Севастополя Сергее Меняйло был найден компромисс – проведение мониторинга фактического проживания людей в общежитиях. В качестве пилотного проекта он был реализован на улице Дзигунского, 19. Это дало возможность профильному управлению заключить договоры социального найма с проживающими там людьми.
Уже при правительстве Дмитрия Овсянникова было составлено распоряжение о продолжении этой работы по оставшимся общежитиям. Но 10 мая это распоряжение было отменено.
Время «Ч»
Срок, поставленный спецкомиссии, уже давно прошел, но положительной динамики практически нет. На днях активисты совместно с депутатами российского парламента Севастополя провели очередной круглый стол, посвященный общежитиям и договорам социального найма. Сформирована рабочая группа, которая должна подготовить проект постановления парламента о необходимости внесения изменений в регламент управления жилищной политикой департамента капитального строительства Севастополя.
На круглом столе отметили, что, согласно российскому законодательству жильцы обязаны заключить договор социального найма с собственником помещения – правительством Севастополя. В настоящее время договоры заключили около 30% проживающих, и в перспективе они смогут приватизировать комнаты. Вместе с тем, с проблемами подписания договоров столкнулись более семи тысяч человек.
Жители бывших общежитий надеются, что депутаты и общественники повлияют на чиновников. Но практика показывает, что российские бюрократы боятся только Путина, а на инициативы снизу им, мягко говоря, наплевать.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки