Аннексированный Крым: тревожное будущее
В текущем году российские власти неоднократно подтверждали, что готовят захваченный Крым исключительно к войне. Заполучив на время аннексированный полуостров и отдельные районы Донбасса, Кремль потерял остальную Украину, — пишет Сергей Стельмах в колонке на "Крым.Реалии".
Если пророссийские силы проиграют сначала президентские, а затем и парламентские выборы в Украине, у Москвы останутся только силовые методы воздействия на нашу страну. Открытая агрессия против Украины остается единственным смыслом существования «российского» Крыма.
Перед «референдумом» 2014 года российские власти и пропагандисты убеждали крымчан, что Москва якобы спасает их от войны. Часть жителей украинского региона, поверив словам кремлевских «данайцев», молчаливо согласилась с аннексией, рассчитывая на пресловутые российские зарплаты и пенсии. В «поезда дружбы» или агрессивных «украинских нацистов» в то время верила лишь небольшая группа местных украинофобов. В реальности Москва никого в Крыму не спасала. Напротив, российские власти, укрепляя и расширяя армейскую группировку на полуострове, делают все возможное, чтобы крымчане жили в условиях нарастающей военной угрозы. В уходящем 2018 году российские власти неоднократно подтверждали, что готовят полуостров к войне против Украины и ее западных союзников. Иного предназначения у «российского» Крыма нет.
Причины, толкающие Москву на такие действия, заключаются в природе российского политического режима и самой аннексии, которая в итоге оказалась стратегическим просчетом российского руководства. Кремлевские пропагандисты могут сколь угодно заявлять, что в марте 2014 года страна «встала с колен», но реальность существенно отличается от телевизионной картинки. Президент Владимир Путин и его ближайшее окружение, принимая решение о «присоединении» чужой территории, совершенно не учитывали экономические, международно-правовые, геополитические и даже логистические последствия такого решения. Ради сиюминутного повышения рейтингов кремлевское руководство бросилось в «крымский капкан». В 2018 году произошли события, о которых внимательные западные и украинские аналитики предупреждали российскую публику.
Читайте также: Суд над украинскими моряками: ответственность и последствия
Первое. Отсутствие структурных преобразований в экономике, череда внешнеполитических провалов, бестолковая политика «импортозамещения», повышение цен на бензин и антисоциальная «пенсионная реформа» обнулили эффект «Крымнаша». Рейтинг российского президента устремился вниз. Для Владимира Путина война стала основным инструментом удержания власти. Другой инструмент – агрессивная пропаганда, попытки продать крымчанам и жителям соседней России мнимую политическую и экономическую «стабильность».
Если в 2014 году аннексия Крыма была первым «залпом» в политической войне Кремля против коллективного запада, то в конце 2018 года военная эскалация в районе Керченского пролива была нужна Москве, прежде всего, для внутреннего использования. Российские военные постоянно отчитываются о проведении на полуострове учений и количестве переброшенной в регион техники. Одновременно с этим население убеждают в том, что армия, силовые структуры и Русская православная церковь якобы являются наиболее популярными социальными институтами в стране.
Во-вторых, Москва за четыре года так и не смогла решить один из самых «больных» крымских вопросов: обеспечение полуострова (прежде всего в центральных и северных степных районах) питьевой и технической водой. Из-за нехватки технической воды жители Армянска пережили экологическую катастрофу. Власти сначала скрывали масштабы бедствия, а потом, когда врать уже было бессмысленно, ввели чрезвычайное положение. Москва устранилась от проблем местных жителей. Представитель российского президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов предложил наказать виновников катастрофы, выписав им штраф.
В предстоящем 2019 году проблема только усугубится. У Москвы два варианта: ждать смены власти в Украине, рассчитывая на местную «пятую колонну», которая открыто заявляет о снятии водной блокады; или заставить Киев силой подать воду в засыхающий Крым. Без днепровской воды и транспортного сообщения с материковыми регионами Украины полуостров нежизнеспособен.
Читайте также: Как россияне психологически ломают наших моряков и их близких
Третий аспект – российские власти, невзирая на громкие обещания 2014 года, так и не смогли обеспечить обещанное благополучие. Крым превратился в обычную серую провинцию, лишенную «особого статуса». В регионе активно насаждается российская «работающая бедность». На приличные зарплаты могут рассчитывать в основном силовики, военные, чиновники и прибывшие с российского материка специалисты. Чиновники игнорируют острые социальные проблемы или покрывают их толстым слоем казенной пропаганды, отвлекая крымчан историями об украинских «террористах» и «диверсантах».
В уходящем году стало очевидно, что Кремль, несмотря на огромные усилия и затраченные средства (в том числе, денежные), так и не смог навязать США и ЕС некий «крымский консенсус»: Запад и Киев занимаются проблемой Донбасса, а оккупированный Крым выводится за скобки переговорного процесса. Ничего подобного не произошло. В 2014-2015 годах Москва рассчитывала на официальное признание полуострова российским. Уже через год Кремль надеялся, что Запад негласно согласился с результатами референдума. В 2018 году россиянам уже было достаточно, если бы американцы перестали указывать Москве на захват украинского Крыма, но это не случилось. Напротив, Вашингтон несколько раз больно ударил по захваченному полуострову, указывая россиянам, что вопрос Крыма не может быть «закрыт» в одностороннем порядке. Шансы, что Москва сможет за спиной у украинцев заключить с американцами и европейцами сделку по Крыму, стремительно приближаются к нулю.
И последний аспект – Москва, удерживая аннексированный Крым и отдельные регионы Донбасса, проигрывает остальную Украину. Закрепление в Конституции Украины курса на ЕС и НАТО, а также создание автокефальной Православной церкви Украины представляют собой очередной этап избавления от московской колониальной зависимости. Очевидно, что Кремль планирует дождаться итогов президентских и парламентских выборов в нашей стране. Если пост президента сохранится за Петром Порошенко либо главой государства станет иной невыгодный для Кремля кандидат, и пророссийские силы не получат ощутимого представительства в парламенте нового созыва, то вариантов у Москвы останется немного. Открытая военная агрессия – основной из них. Как показали недавние события в районе Керченского пролива, россияне могут ударить из Крыма в любой момент.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки