Простейшая идея – уважение друг к другу. Но для российского уха – это полная дичь
Спор не о словах.
Русский человек – российский во всём. Даже если он – Борис Акунин, а не патриот «ватного» покроя. Российский человек – это человек большинства (ментально, психологически и политически). Поэтому ему с трудом даются западные новации, основанные на уважении к группам, меньшинствам и любой отдельной идентичности.
Никакая идентичность – кроме «большинства» нас в России не интересует, потому что именно в ней мы черпаем веру в собственную значимость и ищем подтверждение правоты. Большинству удобно так-то и так-то.. Остальное – не имеет значения. Удобно, скажем, называть чернокожих «неграми», – и мнение этой группы мало кого волнует.
Но любая идентичность – это продукт культурного самоопределения самих групп. Она всегда осознаётся и формулируется самим меньшинством (а не народными массами). Именно поэтому уважение к идентичности (этнической, сексуальной, ментальной, физиологической) становится в развитом обществе важнейшим способом мобилизации групп – в интересах общего развития.
Читайте также: Знаете, в чём кардинальная разница между россиянами и украинцами?
Уважение к идентичности – главный (по сути) фактор развития западного общества, которое движется не «классами», а разностью, талантом и многообразием «меньшинств».. Ставка на личность обеспечила Западу огромный рывок вперёд.
И если чернокожим (по сумме исторических, психологических и прочих причин) некомфортно считать себя «неграми», то назовите хоть одну причину, почему мы должны настаивать на «неграх»? Для удобства следовать традиции? Вопреки тем, кто имеет право на имя?
С какой стати мы должны настаивать на словах: «жирный», «баба», «даун», «шизофреник», «гомосек», «инвалид», «слепой», «безногий» или «горбатый»? Что за дивиденды мы получим, унижая уязвимые группы?
Разумеется, в России мы давно живём в среде, где «миндальничать» не принято, поскольку уважают только силу (множество, количество). И если ты «безногий», «гомосек», «лимита», «жиртрест», «очкарик» или «чурка», то будешь называться так, как скажет тебе большинство.
Специфика проблемных обществ – острая нужда в канализации агрессии и в поиске мишеней. Меньшинства – идеальный предмет для самоутверждения и сброса агрессии. Называя соседа «жирдяем», «пид*расом» или «шизанутым», проблемный социум добывает иллюзию значимости и превосходства.
«Загадочный» русский мат – явление той же природы. Оскорбляя соседей по убогой жизни, россиянин ищет любой повод занять место в иерархии («*б твою мать» – вербальный символ старшинства и превосходства).
Самоутверждение за счёт уязвимых – типичная российская модель поведения, основанная на неблагополучии, насилии «верхов» и тотальном унижении. Мат, насилие и уровень агрессии, подавление воли и психики, – всё это черты авторитарной модели жизни, где «коллектив» – единственная форма защиты от права сильного. И горе тому, кто уязвим, отделен, одинок и нестандартен. Фетиш большинства (соборности, единства) веками был смыслом «русского мира».
Но именно эта модель оказалась провальной к 21 веку, а качества частного человека (личности, таланта, нестандартности) – оказались базой для прорыва, процветания и общего успеха. «Одиночки» и «ботаники», геи, вундеркинды, яркие персоны оказались для общества важнее серости, стандарта и унификации.
Нужда в уникальности (в конечном счёте) – привела к легализации различных типов сексуальности, сделала «нестандарт» – базой социального развития. Легализация ЛГБТ – только частный случай ставки на многообразие – в качестве важнейшего ресурса. Это общий «тренд» развитого мира, куда Россия пока не способна вписаться.
Люди российского большинства, веселящиеся на тему нежелания называть чернокожих «неграми», геев «гомос*ками», а полных «жирными», не понимают, что «плюют себе в тарелку», поскольку от судьбы малых групп будет зависеть и судьба «большинства» в России.
Читайте также: О, дивный ватный мир
В интересах выживания – нужно бы молиться на «меньшинства», без которых у страны нет никаких перспектив.
Именно в этом – суть «спора о словах», который так удивил Акунина. Идея-то простая. Если вы хотите общего успеха, будьте готовы уважать идентичность собеседника. Как и каждую личность в отдельности. Если группе претит слово «негр», то примите это к сведению. Не развалитесь..
Разумеется, «Старуха Изергиль» останется «старухой», а «Вечный жид» не станет вдруг «евреем», но вы уж постарайтесь не делать эту лексику актуальной нормой речи. Только и всего. В этом - смысл заметки, возмутившей Акунина (как избежать «вербального стереотипизирования с негативными коннотациями») в вежливом общении.
Простейшая идея – уважение друг к другу. Не бином Ньютона... Но для русского уха – полная дичь. Разумеется, «даун» – короче «альтернативной одарённости», а «калека» – экономнее (с позиций языка) «ограниченных возможностей».
Но вы уж, дорогие, извольте выбрать, что для вас важнее: чувства человека, его социальная эффективность или ваш речевой комфорт. Именно от этого выбора (не поверите) зависит и судьба вашего общества в целом.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки