Atlantic Council: Пять исторических сдвигов, которые сформируют 2019 год
Президент и главный исполнительный директор Atlantic Council Фредерик Кемп:
После возвращения в округ Колумбия с лыжных трасс Колорадо меня осенило, что полный непредсказуемости год, который у нас впереди – изобилующий политическими, экономическими рисками и рисками в сфере безопасности – включает все проблемы горнолыжного склона уровня triple-black-diamond.
На таких склонах установлены специальные знаки, предупреждающие лыжников о лежащем впереди ландшафте, об обрывах, сужениях и неровностях, с которыми мало кто, кроме самых опытных лыжников, может справиться, и которые таят большие риски из-за частой смены погоды. Зубодробительные препятствия трассы видны (это деревья) и невидимы (покрытые снегом валуны).
Приведенная выше метафора отлично подходит для года, в ходе которого единственное, что будет гарантировано политикам, бизнес-лидерам и инвесторам – это волатильность. Для ряда хедж-фондов, которые рассчитаны на то, чтобы извлекать выгоду из колебаний цен, это может быть хорошей новостью, таким образом, для них этот год может стать удачным. Большинство же из нас ждут месяцы беспокойства и головной боли.
Первые несколько дней 2019 года уже задали тон.
Читайте также: Atlantic Council: Лучшее, на что может надеяться Украина в отношениях с Россией в 2019 году
В первый дни торгов фондовые рынки пережили падение и взлет, упав на фоне растущего страха перед глобальным замедлением и экономическим противостоянием между США и Китаем, а затем поднявшись на фоне позитивных показателей занятости в США или воодушевляющих твитов Трампа. И все же риски прячутся за каждым углом глобального ландшафта.
Разрушится ли история экономического подъема Трампа перед лицом внутренней турбулентности: расследования Мюллера, угрозы импичмента и сегодняшней политики процентных ставок ФРС? Удастся ли Великобритании выйти из Европейского союза или она останется в содружестве в результате "народного голосования"? Закончатся ли торговые битвы между США и Китаем мирным договором или перерастут в нечто худшее? Означает ли вывод американских войск из Сирии то, что США стали менее предсказуемым союзником? И так далее.
Перечень рисков расширяется. Многие эксперты уже представили свою "первую десятку" на 2019 год. Вместо того, чтобы составлять свою собственную, я назову пять потенциально переломных в историческом смысле моментов, за которыми нужно наблюдать.
1. Сдвиг в китайско-американских отношениях от сотрудничества к стратегической конкуренции
Самым значительным геополитическим сдвигом прошлого года стало завершение эры расширения сотрудничества между США и Китаем и начало периода конкуренции. В 2019 году это будет касаться экономической, военной и технологической областей.
Президенты Трамп и Си вполне могут достичь торгового перемирия уже в конце марта, поскольку это отвечает интересам обеих сторон. Но рынкам, тем не менее, придется учитывать то, что Роберт Каплан в статье для "Foreign Policy" называет "китайско-американской холодной войной", которая "становится негативным организационным принципом геополитики".
Лидеры как Китая так и США готовятся к состязанию на протяжении поколений. Это может изменить нашу реальность, которая требует крепкой руки и крепких союзов.
2. Структурные сдвиги омрачат горизонт глобальной экономики
Перепады рынка в первые несколько дней 2019 года подчеркивает растущую обеспокоенность по поводу замедления мировой экономики, но большие риски носят структурный и долгосрочный характер.
"Перспективы мировой экономики померкли, – пишет Всемирный банк в недавно опубликованном докладе "Перспективы мировой экономики", – Нисходящие риски стали более острыми и включают возможность беспорядочных движений на финансовых рынках и эскалацию торговых споров".
Читайте также: Огризко: Європейська зовнішня політика деградує
Тем не менее, большинство экспертов по-прежнему считают, что 2019 год вызовет лишь умеренное, циклическое замедление, которое иногда необходимо. Инфляция остается на низком уровне, реальные процентные ставки останутся низкими, а акции американских компаний сохранят привлекательные цены.
Более пугающими являются структурные сдвиги, которые скрываются за коррекцией, вызванной технологическими изменениями. Неравенство будет расти, занятость на производстве сократится, а националистическая и популистская политика может усилиться.
Мартин Вулф написал в "Financial Times" о "размывании либерального глобального экономического порядка".
3. Исчезновение американского лидерства
Американские СМИ сосредоточены на внутренней политической борьбе президента Трампа, которую он ведет на многих направлениях.
Однако вопросы краткосрочного плана, которые задают зарубежные союзники и противники, касаются предсказуемости администрации Трампа, в то время как их долгосрочная обеспокоенность заключается в том, что Трамп как явление может быть симптомом, а не причиной отступления от бремени глобальной ответственности и совместного с союзниками лидерства.
Здесь картина может быть запутанная.
Лидеры Ближнего Востока в частном порядке говорят, что внезапное решение президента Трампа вывести американские войска из Сирии, не посоветовавшись с ними, поколебало их уверенность в предсказуемости США. В то же время, госсекретарь Майк Помпео в Каире на этой неделе поддержал союзников, дав обещание, что США не отступят, пока ИГИЛ не будет побежден.
4. Решающий год для Европы
Наступающий год подчеркнет существование пределов внутриевропейской интеграции.
Парламентские выборы в Европейском Союзе в мае, ослабление французских и немецких центристских лидеров и продолжающееся усиление европейского националистического права в совокупности приведут к тому, что Фредрик Эриксон в "Spectator" называет "годом пика федерализма. Может начаться эра невозможности более тесного сближения".
Популисты Европы набирают силу как прочная сила в европейской политике. Они не являются связующей силой, но получая большую власть, они объединяются вокруг более глобальной цели, которая не противостоит членству в ЕС, но стремится к большей национальной автономии.
В этом году разыграется драма Брексита. Возможны разные варианты – от экономического шока, который возникнет вследствие отсутствия договора, до "народного голосования" за то, чтобы остаться.
5. Подрыв правил и подъем сильных лидеров
Этот год позволит увидеть, как настойчиво сильные лидеры осмеливаются продвигать свои завоевания в условиях размывания глобальных правил, очерчивающих границы.
Нужно наблюдать за действиями Путина в Украине после российских атак в Азовское море, на фоне падения его популярности у себя дома, и в то время, когда Киев будет проводить президентские выборы в марте. Также нужно следить за тем, как президент Китая Си Цзиньпин будет бороться с экономическим спадом в условиях экономических и националистических вызовов.
Наибольшим риском 2019 года может быть ошибочный расчет сильных лидеров при проверке ограничивающих пределов.
Годы прохождения трассы double-black diamond могут нести исторические перемены, к лучшему или худшему.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Atlantic Council
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки