Time: Что стоит знать о политическом кризисе в Венесуэле
Что случилось на этой неделе: Правительство США продолжает "закручивать гайки" в отношении режима Николаса Мадуро в Венесуэле. В понедельник администрация Трампа объявила о введении масштабных санкций против государственного нефтяного гиганта Венесуэлы Petroleos de Venezuela (PDVSA) в попытке очистить дорогу к власти для лидера оппозиции Венесуэлы, самопровозглашенного "временного президента", 35-летнего инженера Хуана Гуайдо. Во вторник администрация Трампа, усиливая давление, передала Гуайдо контроль над несколькими государственными счетами Венесуэлы в Федеральном резервном банке Нью-Йорка.
Почему это важно: Это важно, потому что в Венесуэле продолжается худшая в мире экономическая и гуманитарная катастрофа. Экономическая политика администрации Мадуро была в значительной степени попыткой повторить социалистическую политику благосостояния, которую проводил ныне покойный президент Венесуэлы Уго Чавес, руководивший страной в период невероятно высоких цен на нефть. К сожалению Мадуро и венесуэльцев, эти амбициозные правительственные программы не могут финансироваться в условиях сегодняшней цены на нефть. Положение усугубляет экономически неэффективное управление со стороны администрации Мадуро. На сегодняшний день 3 миллиона венесуэльцев (примерно 10 процентов населения страны) покинули страну в поисках лучшей жизни.
Читайте также: Как правило, громче всех за легитимность выступают режимы, научившиеся этой самой легитимностью управлять
К сожалению, многие из тех, кто бежал, являются наиболее образованных и наиболее политически сознательными – это именно те люди, которые выдвигают политическое обвинение против режима Мадуро. Оппозиция, которая остается в стране, сломлена и лишена лидера. Так было, по крайней мере, до последнего времени, до того как Гуайдо, глава Национального собрания, контролируемого оппозицией, объявил себя полноправным лидером Венесуэлы, действующим, пока не будут проведены свободные и справедливые выборы по замене Мадуро.
Неудивительно, что Мадуро отказался признать легитимность президентства Гуайдо; но десятки правительств по всему миру, многие из которых критиковали Мадуро, но опасались вмешиваться во внутренние дела иностранного государства, выразили свою поддержку Гуайдо.
Что будет дальше: Наиболее влиятельная группа, которая не оказывает поддержку Гуайдо, – это руководство вооруженных сил Венесуэлы. Военные продолжают публично заявлять о своей верности Мадуро. И независимо от того, сколько международных санкций наложено на режим Мадуро - и как сильно венесуэльский народ не пострадал бы в результате – до тех пор, пока военные остаются за Мадуро, он будет тем, кто провоцирует насилие в Венесуэле. Именно признание этой реальности побудило лидеров самых известных автократий мира, в том числе России, Турции, Ирана и Китая, продолжать оказывать поддержку Мадуро.
Как бы то ни было, Гуайдо придал реальный импульс расколотой политической оппозиции Венесуэлы. Но остается много угроз. Главной среди них является то, насколько критичен факт присутствия Гуайдо для зарождающегося оппозиционного движения; если что-то случится с ним лично, все движение может потерять импульс. К чести Гуайдо, он не отступает, даже понимая, что сторонники режима Мадуро могут схватить его во время публичных выступлений.
Читайте также: Atlantic Council: Венесуэла и соревнование великих держав
Другая ключевая опасность, которую нельзя упускать из виду, заключается в том, что США – и, соответственно, Дональд Трамп лично – теперь вовлечены в политические процессы, происходящие в Венесуэле. Если режим Мадуро действительно атакует Гуайдо, Вашингтону будет трудно не вмешиваться, учитывая его публичную поддержку временного президента. При всех равных условиях, существует большая вероятность того, что нынешнее политическое противостояние закончится отставкой Мадуро, чем отправкой американских войск в Каракас. Но риск экстремальных сценариев (как хороших, так и плохих) только растет.
Число, которое многое объясняет: По меньшей мере две дюжины стран признали временное правительство Гуайдо. Западу нужна была фигура, способная сплотить вокруг себя людей, которой можно предоставить свою поддержку, и, похоже, он получил желаемое с Гуайдо. Но признавать кого-то формально и официально с ним встречаться – это две разные вещи.
Ключевая цитата, которая подводит итог всему этому: "Военные стремятся к реальным альтернативам власти. Вопрос в том, воплощает ли Гуайдо реальную альтернативу власти, и я думаю, что ответ, впервые за долгое время, да", – Росио Сан Мигель, венесуэльский военный эксперт.
Одно из основных заблуждений: Россия, главный покровитель режима Мадуро, является реальным участником нынешнего политического кризиса в Венесуэле. Но ситуация не похожа на ту, что сложилась в Сирии или Украине, где у россиян есть люди и силы на местах, чтобы подтолкнуть политические события в предпочтительном для них направлении. Несмотря на риторику в поддержку Мадуро, русские спокойно обдумывают, что с ним делать. Ходят даже слухи, что они начали выяснять местонахождение его домов на Кубе. Это имеет смысл – России нужно сотрудничать с международным сообществом или рискнуть потерять все свое влияние на Каракас.
В заключение: Даже в эпоху растущих националистических настроений есть смысл заботиться о том, что происходит в зарубежных странах – особенно в той стране, где расположены крупнейшие в мире разведанные запасы нефти. Возможно, она уже превратилась в несостоятельное государство и просто подтверждает все худшее, что думают сторонники капитализма о социализме.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Time
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки