New Eastern Europe: Китай наращивает влияние в Черноморском регионе
Китай становится важным игроком в регионе Черного моря, что служит на пользу странам постсоветского пространства. За этим с обеспокоенностью наблюдают Россия и страны-членов Европейского Союза.
Благодаря своему проекту "Новый шелковый путь", официально запущенному в 2013 году, Китай в настоящее время активно инвестирует в Черноморский регион и постепенно становится ключевым игроком в этом регионе, в то время как внимание России и Запада по-прежнему сосредоточено на противостоянии, направленном на сдерживание российской агрессии в Грузии, Молдове и Украине. Растущее присутствие Китая – это возможность для черноморских стран модернизировать инфраструктуру и стимулировать иностранные инвестиции для развития своей экономики.
Растущие инвестиции Китая – от овощеводства до высокотехнологичной промышленности
В мае 2017 года, спустя почти год после вступления в силу Соглашения об ассоциации между ЕС и Грузией, Пекин и Тбилиси подписали Соглашение о свободной торговле. Решение Китая заключить такое соглашение с Тбилиси, вероятно, не случайно. Расположенная на перекрестке между Азией и Европой, Грузия является для Китая воротами на европейский рынок, в то время как китайская инициатива "Один пояс, один путь" направлена на то, чтобы соединить два континента для расширения торговли. В этом контексте было запущено несколько проектов, хотя и не по официальным осям новых "шелковых путей", это, например, железнодорожная линия Баку-Тбилиси-Карс, открытая 30 октября 2017 года, и проходящая через Туркменистан, Иран, Армению и Грузию.
Китайско-грузинское соглашение, официально вступившее в силу 1 января 2018 года, должно способствовать экспорту в обе страны, особенно когда речь идет о вине, минеральной воде и сельскохозяйственной продукции. Грузинские товары теперь постепенно покидают рынок России и ЕС, где они были хорошо известны и ценились, чтобы в конечном итоге оказаться в Китае. Например, в период с 2016 по 2017 год экспорт грузинского вина на китайский рынок увеличился на 43 процента, что делает Китай крупнейшим импортером грузинского вина после России и Украины.
Читайте также: Китайский путь. Справка для фейсбучных "экспертов"
Китай занял место среди главных игроков. Китайский язык теперь является третьим иностранным языком, преподаваемым после английского и русского в грузинских университетах. Китайские магазинчики множатся, в Тбилиси быстро растет китайский квартал, постепенно стирая старые советские здания с ландшафта. Аналогичная ситуация наблюдается в других государствах Черноморского региона, особенно в Украине, где торговля с Пекином увеличилась на 18 процентов в период с 2016 по 2017 год, и в Молдове, которая сейчас экспортирует коньяк, вино и помидоры на территорию Китая. Кишинев также заключил соглашение о свободной торговле с Китаем в 2017 году. В Армении также заметно присутствие Китая. Удивительно, но автобусы общественного транспорта в Ереване украшены китайским флагом на фасадной части – 250 автобусов были подарены Пекином Армении в 2012 году.
Китайские инвестиции в признанные или частично признанные государства в Черноморском регионе
В то время как государства-члены ЕС и Соединенные Штаты по-прежнему готовы вкладывать лишь малые средства в непризнанные контролируемые Россией государства постсоветского пространства, не желая подвергать риску отношения со странами, частью которых те являются, Китай не соблюдает границы, признанные ООН. Группа "Квинт" в Приднестровье – де-факто государстве, которое объявило о своей независимости от Молдовы в 1991 году, не могла скрыть своего удивления, когда китайская делегация посетила территорию, чтобы увеличить импорт приднестровского коньяка. В Абхазии, признанной только Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру и недавно Сирией, власти решили отказаться от предложения Китая направить 3000 китайских рабочих для инвестирования в обновление портов и дорог, опасаясь потери контроля над территорией и своей идентичности. Несмотря на это, китайские инвестиции на этой территории с населением всего 240 000 человек работают, хотя и ограничены несколькими сельскохозяйственными предприятиями.
Читайте также: Как на Китай повлияла торговая война с США
Непризнанные государства предоставляют Китаю возможность развивать инвестиционную деятельность. На их территории социальные стандарты ниже, продукты легче облагать налогом, заработная плата более доступна по сравнению с другими признанными странами региона, в то время как об условиях труда речи вообще не идет. Похоже, что Пекин пользуется определенными преимуществами от замороженных конфликтов и существующего в Черноморском регионе соперничества, и рассчитывает на вмешательство российской армии в случае нападения на ее инфраструктуру. Таким образом, он, не колеблясь, играет на давно существующей напряженности, такой как напряженность между Арменией и Азербайджаном, для продвижения строительства своей инфраструктуры, которая должна соединить Россию с Турцией и Армению с Ираном.
Отсутствие реакции со стороны Запада и Российской Федерации
Какова реакция России на растущую мощь Пекина в ближнем зарубежье? Отношения между двумя странами становятся все более несбалансированными как в экономическом, так и в военном отношении. Китай уже является крупнейшим импортером российских товаров, что ограничивает способность Москвы критиковать любые действия восточного соседа, в то время как страны на постсоветском пространстве рассматривают китайское присутствие как способ шаг за шагом уйти от российского влияния. Учитывая экономические трудности, усугубленные санкциями Запада, Россия видит в Китае возможность укрепить свою экономическую мощь. Кремль надеется использовать проект «Один пояс, один путь» для развития своей инфраструктуры, особенно в сибирском регионе (Пекин предоставил возможность использовать Транссибирскую магистраль для грузовых перевозок в Западную Европу).
Читайте также: Китай включил Украину в Новый Шелковый путь
Со своей стороны, западные страны, похоже, тоже способствуют росту присутствия Китая. Вашингтон, пытаясь сдержать Пекин в Южно-Китайском море, не может позволить себе одновременно сдерживать его экономическое присутствие на Востоке и Западе. Страны ЕС, со своей стороны, не желают обострять отношения с Китаем и ценят его экономическую помощь в Черноморском регионе, поскольку инвестиции в проект Восточное партнерство, похоже, не дают ожидаемых результатов.
Таким образом, приход Китая в Черноморский регион дает возможность как западным державам, так и странам региона переосмыслить свою политику и задать себе фундаментальные вопросы о последствиях их разногласий и соперничества. Пекин сталкивает США и ЕС, играя на отсутствии у них прагматизма и нежелании занять новую позицию по отношению к замороженным конфликтам в регионе. Аналогичная ситуация с Россией. Она неспособна наладить конструктивный диалог на постсоветском пространстве, и погружается в зависимость от Китая, обеспечивая при этом безопасность инфраструктуры, которая ей не принадлежит.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на New Eastern Europe
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки