MENU

Интересные времена, или Что стоит увидеть на 58-й Венецианской биеннале. ФОТО

341 0

Первая волна посетителей уже успела побывать на вот уже 58-ой по счету Венецианской биеннале, которая открылась 11 мая. И сейчас, когда ажиотаж, связанный с насыщенной программой открытия, постепенно идет на спад, самое время проанализировать увиденное.

Или, наоборот, составить для себя путеводитель по самым важным презентациям Биеннале, если вы еще не успели добраться до Венеции. Времени, чтобы запланировать свой визит, пока предостаточно: официальное закрытие состоится 24 ноября. 

В основной кураторской программе (куратор – Ральф Ругофф, директор Hayward Gallery в Лондоне) под названием May You Live in Interesting Times непременно обратите внимание на работы следующих художников.

1. Во-первых, конечно, стоит увидеть проекты украинской художницы Жанны Кадыровой. Их и без того обширный провенанс теперь пополнился одним из самых значимых возможных сюжетов: экспонированием в рамках основной программы Венецианской биеннале. Странствующую и давно всем полюбившуюся инсталляцию Маркет можно увидеть в Арсенале, а проект Second Hand – в Джардини.

Жанна Кадырова, Маркет

Читайте также: У Каннах відкривається 72-й міжнародний кінофестиваль

2. Очень сложно пройти мимо такой зрелищной инсталляции как Can’t Help Myself (2016). Ее создатели – китайские художники Cунь Юань и Пэн Юй. Работа представляет собой бесконечный механизированный перформанс: помещенный в огромную "клетку" со стеклянными стенами робот изо всех сил пытается предотвратить растекание по полу темно-красной жидкости, подозрительно напоминающей кровь.

Согласно замыслу дуэта авторов, Can’t Help Myself ставит вопрос о конкуренции между человеком и искусственным интеллектом, а также об отстаивании своих границ и той цене, которую мы платим за их сохранение и расширение.

Cунь Юань и Пэн Юй, Can’t Help Myself

3. Что касается национальных павильонов, то интересный проект подготовила Польша. Ее представителем стал один из самых именитых современных польских художников Роман Станчак. Инсталляция Flight Станчака является буквально "вывернутым наизнанку" самолетом. В свете некоторых событий последних лет, монструозный летательный аппарат, внутренности которого оказываются выставлены на всеобщее обозрение, с легкостью превращается в политическую метафору в сознании зрителя.

Роман Станчак, Flight

4. Также стоит сказать несколько слов о кураторском проекте, подготовленном "хозяевами" Биеннале. В итальянском павильоне представлен групповой проект под названием Neither Nor: The challenge to the Labyrinth. Идеи для логики построения экспозиции куратор Милован Фарронато находит в эссе Вызов, брошенный лабиринту Итало Кальвино. Пространство павильона организовано таким образом, что зритель постоянно оказывается в ситуации выбора – будь то пути или интерпретации – и возможности, так сказать, "пожинать плоды" своего собственного решения.

Итальянский павильон

5. Увидев название проекта американского павильона – Liberty/Libertà – невольно ожидаешь лицезреть очередную оду американской демократии, или, в лучшем случае, попытку ее критики. К счастью, куратор Брук Камин Рапапорт выбирает куда более неоднозначное обращение к теме свободы. Например, масштабная инсталляция Мартина Пурьера Swallowed Sun (Monstrance and Volute), которая разместилась у самого входа в павильон, обыгрывает идею свободы в качестве противодействия сил или скрытой внутренней динамики: за огромным деревянным каркасом, структура которого вызывает ассоциации с солярной символикой, скрывается огромная черная спиралевидная форма, которая и удерживает всю конструкцию. Впрочем, удерживает ее скорее образно, чем реально.

Мартин Пурьер Swallowed Sun (Monstrance and Volute)
 

6. Для создания интерактивного проекта Cosmo-Eggs, представленного в японском павильоне, объединили свои усилия специалисты из, казалось бы, совершенно разных областей: архитектор, антрополог, музыкант и художник. Cosmo-Eggs посвящен теме экологии как сосуществования "человека и не-человеческого", цитируя кураторский текст.

Японский павильон

Читайте также: В Сингапуре вышел первый в истории написанный ботом журнал

7. И, безусловно, нужно наведаться к новым обладателям Золотого льва – главной награды Венецианской биеннале. В 2019 году этой чести был удостоен литовский павильон. Остроумная презентация-перформанс под названием Sun & Sea (Marina), подготовленная куратором Люсией Петроюсти, с одной стороны, является критикой "культуры досуга", но также ее можно понимать и как предчувствие грядущей экологической катастрофы. Проект представляет из себя импровизированный пляж, на котором одновременно ютятся ровно 20 пляжников. При желании, каждый может принять участие в действе Sun & Sea (Marina) – перформеры-волонтеры меняются здесь каждый день.

Литовский павильон

Вряд ли какой-то даже самый исчерпывающий материал способен охватить все то, что стоило бы увидеть на 58-ой Венецианской биеннале, или сказать о ней. Тем не менее, этот обзор может стать тем путеводителем, с которого начнется ваше собственное знакомство с Биеннале.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Юлия ВОЛОШИНА


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі



Правила коментування »  

Новини