Торговая война США и Китая: эскалация, которой не видно конца
10 мая Соединенные Штаты повысили тарифы с 10 до 25 процентов на импорт из Китая объемом 200 млрд долларов, затронув около 5700 категорий товаров и покрыв почти треть капитальных и потребительских товаров. Новая 25-процентная тарифная ставка не будет применяться к транзитным товарам – тем, которые покинули Китай до 10 мая и прибудут в Соединенные Штаты до 1 июня. Это задержит экономическое воздействие принятых мер на несколько недель, что может быть полезно, учитывая установленный США крайний – один месяц, до введения 25-процентного тарифа на оставшиеся 300 миллиардов долларов китайского импорта.
В ответ на введения тарифов американцами, Китай поднял тарифы до 25 процентов на импорт из Соединенных Штатов, общей стоимостью 60 млрд долларов. Эти тарифы вступят в силу 1 июня. Кроме того, Китай может использовать нетарифные средства для дальнейшего сокращения импорта из США, в том числе путем указания государственным предприятиям (ГП) не покупать американские товары и усложнить работу американских компаний в Китае. Например, американский экспорт сои и зерна в Китай обвалился, начиная с сентября 2018 года, когда Китай предпринял ответные меры против тарифов США. Но увеличение нетарифных барьеров сделает процесс гораздо более непрозрачным, а его влияние будет трудно оценить и обратить вспять.
Министерство торговли Китая заявило, что "оно глубоко сожалеет о решении США ... [и] должно будет принять необходимые контрмеры ... но надеется, что обе стороны смогут решить вопрос ... США встретят нас на полпути".
Затяжные переговоры
Несмотря на нагнетание эскалации, Соединенные Штаты и Китай согласились продолжить переговоры, хотя даты новой встречи не назначены. Похоже, что остается место для компромисса по ряду вопросов, таких как защита прав интеллектуальной собственности (ИС), принудительная передача технологий и обязательства Китая по приобретению большего количества товаров из США.
В конце апреля Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей внес поправки в три закона (закон о товарных знаках, закон о недобросовестной конкуренции и закон об административном лицензировании) в целях усиления защиты прав в сфере ИС. Эти законы могут быть снова изменены в случае возникновения необходимости.
Кроме того, выплаты роялти вознаграждения со стороны Китая мировым владельцам ИС значительно возросли, с 1,4 млрд долл. США в 1999 году до 27,2 млрд долл. США в 2017 году, уступая только Соединенным Штатам, чьи выплаты превышают 40 млрд долл. США. Пекин может отреагировать на давление США, начав полностью соблюдать все права на интеллектуальную собственность путем увеличения роялти.
Читайте также: В торговой войне США и Китая ставки делают на США
Достичь соглашения по двум главным вопросам будет сложнее. Первое – это субсидии, которые правительство Китая предоставляет своим государственным предприятиям, особенно в стратегических секторах, таких как те, которые указаны в плане развития "Сделано в Китае до 2025 года".
По оценкам офиса торгового представителя США (USTR), такие субсидии составляют 500 миллиардов долларов и дают китайским корпорациям несправедливые преимущества перед США и другими игроками как на внутреннем, так и на международном рынках. Поскольку такие субсидии лежат в основе китайской экономической и политической системы, трудно представить, чтобы Китай согласился на какие-либо значимые изменения. Вероятно, самое большее, чего можно ожидать, – это обязательства по улучшению раскрытия информации в соответствии с требованием Всемирной торговой организации о том, чтобы государства-члены уведомляли организацию о любых субсидиях ГП (в несоблюдении которого Вашингтон обвиняет Китай).
Второе – это проблема принуждения. Возможно принятие компромиссного соглашения по симметричному механизму, согласно которому и Соединенные Штаты, и Китай могут контролировать соблюдение соглашения, предъявлять друг другу претензии и принимать меры по исправлению положения. Односторонняя правоприменительная система, в соответствии с которой только Соединенные Штаты могут сохранять если не все, то большую часть действующих тарифов и могут навязывать дополнительные тарифы, если считает, что Китай не соблюдает какое-либо соглашение – без того, чтобы Китай мог ответить – представляет собой вызов суверенитету Китая и с этим руководству страны будет очень трудно смириться, особенно на фоне растущих националистических настроений. В этом году начинается серия памятных дат в связи с годовщинами, важными для Китая и президента Китая Си Цзиньпина: молодежное движение четвертого мая 1919 года, положившее начало антиколониальной борьбе Китая, основание Коммунистической партии Китая в 1921 году и основание Народной партии Китайской Республики в 1949 году.
Торговые переговоры между США и Китаем и дальше будут носить затяжной характер с вероятностью усиления напряженности. Помимо тарифов, и Конгресс, и администрация планируют меры по ужесточению экспортного контроля и ограничению иностранных инвестиций из Китая, особенно в стратегических, высокотехнологичных секторах. Реализация этих мер вызовет усиление трений с Китаем.
Кроме того, санкции США, особенно в отношении Ирана, Венесуэлы и Кубы, могут также привести к конфронтации с Китаем (например, дело против финансового директора Huawei Мэн Ваньчжоу, который проходит процедуру экстрадиции в Канаде). Короче говоря, в обозримом будущем нужно ожидать сохранения напряженности и трений между Соединенными Штатами и Китаем.
Влияние торговой войны
Чем дольше действуют тарифы и сохраняется торговая напряженность, тем больший ущерб будет нанесен экономике США, Китая и мировой экономики.
До сегодняшнего дня американские тарифы оказывали скромное влияние на экономический рост. Тарифная выручка США выросла до 75 млрд долларов в первом квартале 2019 года в годовом исчислении. Средний диапазон ежегодных тарифных поступлений в период между 2010 и 2018 гг. составлял 30-40 млрд долл. США. Президент США Дональд Трамп неоднократно говорил, что тарифные поступления – это хорошая вещь, "обогащающая" Соединенные Штаты. Однако он прав только наполовину: казначейство США получило больший доход, но в основном в результате повышения налогов для предприятий и потребителей США, которые выплачивают практически все тарифы, а не для китайских производителей (которые страдают из-за снижения продаж по причине конкурентоспособности своей продукции на рынке США).
Читайте также: США решили не останавливаться в своей экспансии на нефтяном рынке
Скрытое повышение налога на продажи, вероятно, компенсирует то, что осталось от стимулирующего эффекта от снижения налогов, проведенного администрацией Трампа в 2017 году.
Соглснооценкам, новый 25-процентный тариф в размере 200 млрд долларов импорта из Китая, если он будет сохраняться в течение всего года, сократит рост реального валового внутреннего продукта (ВВП) на одну четверть процентного пункта в Соединенных Штатах и примерно на три четверти процента в Китае.
Если Трамп введет 25-процентный тариф на оставшийся объем импорта из Китая в 300 млрд долларов, негативное влияние на рост будет в два раза серьезнее. Хотя для того, чтобы негативные последствия материализовались, требуется время, замедление роста и падение рынков акций создадут стимулы как для Трампа, так и для Си в стремлении к компромиссу для урегулирования спора, иными словами, ситуация должна ухудшиться, прежде чем она станет лучше.
Глобальное воздействие
Торговая война между США и Китаем также окажет неоднозначное и сложное воздействие на другие страны. Некоторые выиграют от отвлечения торговых и инвестиционных потоков из этих двух стран. Например, Бразилия выиграла от сокращения Китаем закупок соевых бобов и зерна в США. В первом квартале этого года во Вьетнаме было зарегистрировано 80-процентное увеличение зарегистрированных иностранных инвестиций и 26-процентное увеличение экспорта в Соединенные Штаты (в годовом исчислении) из-за введения тарифов США на китайские товары. По данным ЮНКТАД, европейские компании также могут рассчитывать на дополнительный экспорт примерно на 70 млрд долларов США как в США, так и в Китай – за счет замены поставщиков, пострадавших от введения тарифов.
Читайте также: США внесли Huawei в черный список
С другой стороны, страны и компании, экспортирующие капитальные товары и промежуточные ресурсы в Китай, пострадают из-за снижения спроса. Например, Южная Корея четыре месяца подряд переживала падение экспорта, в частности экспорта полупроводников на свой крупнейший рынок – Китай. Кроме того, нетарифные барьеры могут поставить в невыгодное положение другие компании третьих стран как до, так и после заключения торгового соглашения между Соединенными Штатами и Китаем. Короче говоря, когда две крупнейшие экономики, составляющие почти 40 процентов мирового ВВП, участвуют в экономической войне, глобальная экономика страдает.
Глобальная экономика разрывается надвое
Что еще более важно, усилия США, направленные на ограничение потока передовых продуктов и технологий в Китай, на сокращение использования китайской технологии 5G путем бойкотирования телекоммуникационного гиганта Huawei и, в целом, на возвращение и репатриацию глобальных цепочек поставок, могут привести к началу процесса дробления глобальной экономики на управляемые США и Китаем экономические сферы, что чревато огромными последствиями для устойчивого роста и процветания в мире.
Международное сообщество должно испытывать гораздо более сильное беспокойство в связи со сложившейся ситуацией и более активно искать способы привести к согласию противоборствующие правительства. У Вашингтона и Пекина еще есть время, чтобы отойти от края пропасти.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Аtlantic Сouncil
Перевод – UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки