Амнезия исторической памяти в Абхазии
21 мая в Сухуми попытались отметить День памяти Кавказской войны – у памятника мухаджирам собрались около ста человек, которые возложили цветы и пустили по морю венок, а на рассвете разожгли костер. В тот же день в грузинском городе Анаклиа черкесы из Кабардино-Балкарии, Турции и Сирии почтили память убитых изгнанных. В Грузии говорили о виновнике, в Сухуми Россию старались не упоминать, пишет Олег Панфилов специально для "Крым.Реалии"
Если просмотреть справочники о численности народов Северного Кавказа, то можно увидеть результат Кавказской войны, длившейся с 1763 по 1864 год – они являются самым страшным напоминанием об имперской политике "собирания земель русских". Черкесов, больше всех пострадавших от депортации, сейчас в мире около 3 миллионов, в России осталось только чуть больше 700 тысяч человек, самые большие общины – в Турции (около полутора миллиона), Иордании, Сирии и Ираке. Из 850 тысяч лезгин в России живет только половина, из двух с половиной миллионов чеченцев за пределами исторической родины живет четверть: в Турции – 102 тысячи, в Казахстане – 35 тысяч, во Франции, Бельгии, Германии, Австрии и США – более 85 тысяч.
Однако северокавказские народы – всего лишь часть пострадавших от выселения в 19 веке. Советские коммунисты продолжили практику массового переселения людей по надуманным обвинениям: начиная с 1937 года, выселению подверглись корейцы Сахалина и Приморья, с 1941 года – немцы Поволжья, потом принялись за народы Северного Кавказа и крымских татар. Огромные массы людей выселялись из домов предков, отрывались от родовых кладбищ и отправлялись эшелонами в Центральную Азию и Сибирь. И это только часть известных фактов, а еще были поляки и балтийские народы, беларусы и украинцы, карелы и молдаване. Если создать анимационную карту Российской империи и СССР, то карта оживет из-за перемещающихся насильно народов на протяжении нескольких веков.
Читайте также: Абхазские корни да Винчи и древние донбасситы: сепаратисты упражняются в сочинительстве
В каждом народе живет историческая память, каждый из народов вспоминает о том, что с ними сотворила власть – имперская или советская. В Абхазии каждый год отмечают годовщину окончания Кавказской войны, поминают жертв – черкесов, но не вспоминают себя. Это очень странная позиция, если учитывать, что цифры не менее чудовищные: в Турцию из Абхазии было выселено около 80% абхазов по одной простой причине – они были мусульманами. По той же причине с окраин "новорусских земель" выселяли мусульманские народы Северного Кавказа: черкесов, ингушей, чеченцев, дагестанские народы, из Грузии – этнических грузин, ставших мусульманами в период колонизации Османской империи в Аджаре и Месхети.
Империя не только захватывала земли народов Северного и Южного Кавказа, она выстраивала "линию" – границу, заселяя приграничные регионы завезенными народами из российской глубинки. Но прежде чем заселять, необходимо было освободить земли – зачистить, как говорят на современном языке. На Южном Кавказе так укрепляли границу, на Северном проводили превентивные меры, опасаясь, что вспыхнет вторая Кавказская война. В 1913 году в Абхазии была создана "Окружная противомусульманская миссия": деятельность мулл тщательно контролировалась и анализировалась, регулярно составлялись списки "зараженных мусульманством" сел.
В государственном архиве Грузии хранится письмо епископа Сухумского, руководителя окружной противомусульманской миссии Н. Ладария, в котором говорится "о недопущении мулл в среду абхазского народа, не исповедующего ислам, а находящегося в переходном состоянии от язычества к христианству". Эта миссия стала продолжением деятельности созданного по распоряжению Александра II в 1860 году "Общества восстановления православного христианства на Кавказе". В период с 1860 по 1866 из ислама в христианство было окрещено 19 484 абхаза, но процесс не получился таким активным, как хотелось завоевателям, поэтому началась массовая депортация. В 1867 году было проведено первое массовое переселение абхазов в Турцию. В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг., в августе 1877 года, произошло второе массовое насильственное переселение абхазов в Турцию. Всего около 50 тысяч человек, что для маленького народа оказалось огромным уроном. И выселяли не только абхазов, но и многие народы Северного Кавказа.
Как происходила депортация, описано в книге Идриса Базоркина "Из тьмы веков": "В город со всех сторон стекались арбы, подводы, люди гнали скот. Был базарный день. В крепости раздались звуки трубы и дробь барабана, из ворот показались солдаты – шла смена караула. Турс никогда не видел солдат в строю, он был поражен их четким шагом, формой и ружьями с примкнутыми штыками. Турс слышал о том, что многие чеченцы, черкесы, оштхоевцы, не желая покориться русскому царю, едут в Турцию, но чтобы ингуши уезжали – такого еще никто не слыхал. На базаре стоял многоголосый шум, грязь здесь переливалась и хлюпала под ногами жидким месивом. Арбы располагались рядами: где торговали зерном, где мукой, где птицей. Поодаль – подводы с дровами, скотина, а еще дальше стойбище переселенцев, подводы и арбы, крытые кибитками, скотина, дети, костры, треноги с котлами. Тревожно сжималось сердце при виде людей, которые навсегда уходили в чужие края. Весь базар был взволнован этим событием. Люди подходили к переселенцам, чтобы поговорить, проститься…"
Что же происходит сейчас? Насколько люди могут выразить свое отношение к прошлым событиям и почтить память жертв российских войн и депортаций? Из современных государств пока только парламент Грузии 20 мая 2011 года принял резолюцию "О признании геноцида черкесов, осуществленного Российской империей", в нем сказано: "Признать массовое истребление черкесов (адыгов) и их принудительное изгнание с исторической родины в период Русско-Кавказской войны актом геноцида". В грузинском городе Анаклиа установлен мемориал жертвам геноцида, каждый год проводятся поминальные мероприятия, на которые приезжают представители черкесской диаспоры из многих стран.
Читайте также: Нелепые церковные игры в Абхазии
В Абхазии в 2010 году открыли монумент жертвам Кавказской войны, отмечался памятный день 31 мая, в отличие от других территорий депортированных народов. Последним адресным актом было постановление "парламента" Абхазии "Об акте депортации абхазов (абаза) в XIX веке", принятое в 1997 году. Оно было очень жестким: "Колониальная политика Российской империи в годы русско-кавказской войны (1817-1864 гг.) и последующие периоды нанесла абхазскому (абаза) народу, его генофонду непоправимый урон. За участие в борьбе за свободу и независимость своей страны часть этноса была физически истреблена, 80% из уцелевших было изгнано в Османскую империю".
В резолютивной части постановления было требование: "Признать массовое истребление и изгнание абхазов (абаза) в XIX веке в Османскую империю геноцидом – тягчайшим преступлением против человечества". Ни в одном из пунктов постановления нет ни слова об ответственности руководства современной России, ни требования к Борису Ельцину – или возместить ущерб, или компенсировать затраты на репатриацию абхазов на историческую родину. Было всего лишь предложение признать мухаджиров беженцами, и все. Это был 1997 год, для сепаратистов Абхазии время поиска выхода из случившегося чуда – свалившейся на голову с помощью российских бомбардировщиков независимости. Уже тогда сепаратисты думали, кем заменить 60% населения из изгнанных ими же этнических грузин. Думали, что смогут заполнить брошенные грузинами дома потомками мухаджиров.
Холодной осенью 1993 года грузинские беженцы шли по тропе в горах Сванети, которую потом назвали "Голгофой", умирая от голода и замерзая от раннего снега. В это время абхазские сепаратисты могли вспоминать своих мухаджиров, изгнанных российскими властями в 1860-1870-х годах. Только теперь в качестве жертв российской власти стали грузины, а абхазы прочно сели на шею российским налогоплательщикам. В 1990-х года у них еще теплилась надежда, что их признают "законной властью", но современный мир уже знает, что такое этнические чистки. Грузия потом оправилась и провела реформы, а Абхазия превратилась в российскую бесправную провинцию, получающую до 60% бюджета в качестве кремлевских подачек.
Наверное, правильно, что День памяти жертв Кавказской войны в Абхазии не стал днем исторической памяти – а еще одним поводом для того, чтобы собрать пару сотен человек, что-то сказать про "независимость" и разойтись по домам, чтобы жить в этой "независимости" от денег и политики. Уже и черкесы обходят стороной Абхазию, которая 26 лет назад нарушила главное кавказское правило – жить в мире и уважении друг к другу. Черкесы ездят в Грузию, чтобы поблагодарить эту страну, посмевшую вопреки кремлевским угрозам признать геноцид черкесского народа. Историческая память за последние века стала генетическим кодом народов, пострадавших от российского империализма. Забыть недавнее прошлое – уничтожить часть своей истории.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки