Radio Free Europe: Чернобыльские олени. ФОТО
Норвежские пастухи до сих пор живут в тени ядерной катастрофы.
26 апреля 1986 года взрыв разрушил ядерный реактор Чернобыльской АЭС в независимой сегодня Украине. Это стало худшей ядерной катастрофой в истории мира.
Читайте также: Independent: Посещение Чернобыля: о чем должны знать туристы?
Спустя тридцать три года после катастрофы, в 2 тысячах километров от места, где она произошла, живет группа людей и их стада животных, которые имеют дело с ее последствиями.
В считаные дни после чернобыльской катастрофы радиоактивное облако, эквивалентное по токсичности 400 взрывам в Хиросиме, закружилось над Европой.
Затем последовала мрачная лотерея: всюду, где выпадал дождь или снег, радиоактивная пыль опускалась на землю.
Читайте также: Глобальная катастрофа и личная трагедия. 10 фильмов, которые показывают масштаб аварии на Чернобыльской АЭС
В центральной Норвегии шел дождь и сильный снег. К тому времени, когда осадки прекратились, 700 граммов радиоактивного цезия осели в одной из самых нетронутых человеком местностей Норвегии.
Большая часть этого вещества была поглощена лишайником, уникальным по своей способности поглощать радиацию.
Но никто так не любит лишайников, как олени. Зимой это растения составляет до 90 процентов рациона этих животных.
Для народа саамы, живущего вокруг центральной норвежской деревни Снаса результаты были разрушительными.
Читайте также: Те, что спасли Европу: Трое героев предотвратили второй взрыв на ЧАЭС. Тайны чернобыльской трагедии
Кьелл Джоран Джама является главой саамских оленеводов в регионе Снаса. Он до сих пор помнит дни после чернобыльской катастрофы.
«Мы читали об этом в новостях, но мы никогда не думали, что это может затронуть нас здесь... Но это случилось, и наши олени стали очень радиоактивными».
Саамы – коренной народ севера, проживающий в некоторых частях Скандинавии и Арктики. Центром их жизни традиционно является оленеводство. Кьелл рассказывает об образе жизни саамов так: «Мы последние свободные люди на земле. Если я хочу идти в горы, я иду. Если я хочу остаться дома, я остаюсь дома».
Стадо Кьелла бродит по местности, пострадавшей от чернобыльских осадков, иногда оно переходит через границу в Швецию. Северные олени пасутся на травах, лишайниках и грибах, которые, как известно, тоже поглощают радиацию.
Примерно три раза в год Кьелл и его команда скотоводов отправляются на своих снегоходах или мотоциклах в путь, чтобы собрать стадо.
Они гонят северных оленей через горы и к загону, где многих животных забивают на мясо. Но только если они не слишком радиоактивные.
Внутри загона ведётся тяжелая работа. Некоторых оленей прививают от паразитов и выпускают.
Остальных, по большей части самцов, и тех, кто, очевидно, не выживет зимой, отбираются на убой. Самцы составляют только около 10 процентов стада.
Большую часть радиоактивных осадков, выпавших в Норвегии, составляет вещество с периодом полураспада 30 лет, это означает, что сегодня его радиоактивность стала меньше наполовину. Но стадо Кьелла все еще нужно проверять.
В 2014 году наблюдался огромный всплеск уровня радиации, который ученые отнесли к небывалому урожаю грибов. Сотни норвежских оленей, предназначенных для убоя, пришлось выпустить обратно в дикую природу.
Журналисты РСЕ / РС наблюдали за тестированием стада, в 2016 году, тогда самый высокий показатель составил 2100 беккерелей на килограмм. Нынешний лимит Норвегии составляет 3000, что намного превышает лимит ЕС в 600 беккерелей на килограмм для пищевых продуктов.
Относительно высокий уровень радиации, разрешенный Норвегией, был реакцией правительства на уровни радиации у северных оленей, которые угрожали самому существованию и образу жизни саамских скотоводов.
«Нам больше незачем жить. Если олени не будут продаваться, мы предоставлены самим себе».
Никто не может сказать, когда отпадет надобность в тестировании, но, по мнению Кьелла, он, вероятно, проживет остаток своей жизни в тени того, что произошло в Чернобыле.
Кьелл сказал, что катастрофа на АЭС «Фукусима» в 2011 году показала, что ядерная энергетика все еще небезопасна. «Последствия могут сказываться многие годы, тысячи лет, и мы не имеем права портить мир, который оставляем нашим детям».
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Radio Free Europe
Перевод – UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки