MENU

Atlantic Council: Путин двигается в Африку

1713 0

Российский лидер Владимир Путин недавно за гроши получил значительное влияние в африканской стране, действуя через Евгения Пригожина, своего любимого подрядчика по ряду специальных проектов, начиная с подрыва выборов в США до спасения диктатора Сирии.

Вместе с этим партнером он получил влияние на стратегически расположенную Центральноафриканскую Республику и приоритетный доступ к ее нефти, алмазам, золоту и урановым ресурсам. По крайней мере, так один правительственный чиновник США, имеющий многолетний опыт наблюдения в таких вопросах, объясняет выгодную базовую цену геополитической хитрости.

История гласит, что президент Фаустин-Архангел Туадера, хотя и был избран в результате справедливого голосования в 2016 году, изо всех сил пытался установить контроль над большей частью территории страны. Солдаты миротворческой миссии Организации Объединенных Наций работали над стабилизацией ситуации в стране на фоне столкновений между соперничающими ополченцами, но безуспешно.

Именно тогда Пригожин, которого прозвали "шеф-повар Путина" за бизнес в сфере общественного питания, проявил активность, предложив финансовые возможности, обучение, военизированную поддержку и другой вид помощи. (Это тот же Пригожин, которому Роберт Мюллер предъявил обвинение в финансировании Фабрики троллей, работающей в социальных сетях, в частности, предпринимавшей усилия по влиянию на президентские выборы 2016 года в США). Россия также предоставила президенту ЦАР своего советника по национальной безопасности, агента российской разведки Валерия Захарова, который служит там по сей день.

Читайте также: Спецпредставитель США: Россия продолжает поддерживать свои марионеточные режимы

Наступила эра крупных силовых соревнований, которые ведутся в глобальном масштабе, иногда тихо, а иногда очень бурно. История с ЦАР, является еще одним свидетельством того, что автократические конкуренты Америки, как Россия, так и Китай, действуют с большей творческой и стратегической устремленностью, чем их соперники – в данном случае Франция и США.

Вашингтон не признал эту богатую природными ресурсами страну, имеющей стратегически важное расположение между мусульманским севером Африки и христианским югом, местом крайней важности. Американские чиновники сейчас пытаются найти ответ почему.

Убедившись в том, что на его усиливающиеся действия в Африке Запад будет реагировать, Путин и президент Египта Абдель Фатх ас-Сиси соберут 50 африканских лидеров на первом в истории российско-африканском саммите в Сочи в октябре этого года. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, часто посещавший Африку в последнее время, говорит, что цель мероприятия в том, чтобы закрепить "активное присутствие России в регионе".

Москва, обнаруживая вакуум в Африке, оставленный Европой или Соединенными Штатами, все чаще вступает в соглашения в сфере торговли, бизнеса, военных поставок и военного сотрудничестве, а также оказания политической и военизированной поддержки. Усилия Путина иногда терпят неудачу: Россия сделала ставку «не на ту лошадку» в Судане и заплатила щедро за контракт в области ядерной энергетике в Южной Африке, возможность реализации которого выглядит менее вероятной сейчас, когда Джейкоб Зума лишился власти.

Однако Россия гораздо чаще успешна. И Россия, и Китай видят себя вовлеченными в долгую игру за положение и влияние на африканском континенте, на котором к 2050 году будет проживать 25% трудоспособного населения мира, который обладает самым большим запасом редких полезных ископаемых за пределами Китая. Более того, 54 страны континента составляют самый важный избирательный блок в Организации Объединенных Наций, предоставляя Китаю и России средства для блокирования западных инициатив.

Читайте также: Спецназ Великобритании будет бороться с российской угрозой

 Хотя история об усилении влияния Китая в Африке хорошо известна, конкурирующая русская кампания только недавно привлекла большое внимание.

На этой неделе The Guardian, основываясь на документах, просочившихся в Досье-центр, финансируемый Михаилом Ходорковским, сообщает, что Россия стремится укрепить свое присутствие по крайней мере в 13 африканских странах - уже подписав военные соглашения в 20 государствах – "выстраивая отношения с существующими правителями, заключая военные соглашения и поднимая новое поколение "лидеров" и тайных "агентов".

Документы включают карту, которая оценивает уровень сотрудничества между "компанией" Пригожина и отдельными африканскими странами, по шкале от одного до пяти баллов по вопросам сотрудничества, которые включают военную, политическую, экономическую деятельность, подготовку полицейских, средства массовой информации и гуманитарные проекты.

Эта российская деятельность не осталась без внимания Вашингтона. В декабре прошлого года советник по национальной безопасности Джон Болтон, выступая в Фонде наследия, изложил то, что он назвал "новой стратегией администрации Трампа в Африке".

"Короче говоря, – сказал Болтон, – хищническая практика Китая и России сдерживает экономический рост Африки; угрожает финансовой независимости африканских стран; ограничивая возможности для инвестиций США; вмешиваяся в военные операции США и представля значительную угрозу интересам национальной безопасности США".

Он представил решение из трех частей, которое включало развитие торговых и коммерческих связей, противодействие радикальному исламистскому терроризму и насильственным конфликтам и обеспечение более эффективного использования финансов США для оказания помощи. Однако Соединенные Штаты играют в догонялки и испытывают недостаток не только в "пропускной способности", но и в правильном фокусе. Америка еще не полностью осознала требования этой новой глобальной борьбы за влияние, в которой издержки и потери могут быть неочевидными до тех пор, пока не станут свершившимся фактом.

 Одним из первых экспертов, заметивших смещение внимания России к Африке, был Дж. Питер Фам, директор Африканского центра Атлантического совета. Фам не готов утверждать, что в Африке произойдет возвращение к конкуренции с нулевой суммой времен холодной войны, но он уверен, что Соединенные Штаты и Европа "больше не могут игнорировать возрождающийся интерес Москвы" и восстановление стратегической паутины влияния.
Базирующийся в Вашингтоне Институт изучения войны отслеживает несколько направлений российских усилий: военное базирование, сотрудничество в области безопасности, захват развивающегося рынка ядерной энергии, получение доступа к природным ресурсам, привлечение частных военных подрядчиков и доступ на растущие экспортные рынки сельскохозяйственной продукции для своей пшеницы.

Одна из наиболее ярких недавних попыток, о которых сообщалось в документальном фильме BBC в начале этого года, была связана с российской кампанией по оказанию влияния на президентские выборы на Мадагаскаре.

По данным BBC, россияне работали с шестью из 35 кандидатов в президенты. Кандидаты, получившие российские деньги, сообщили BBC, что им было приказано отступить и поддержать лидера, фаворита России, когда стало очевидно, что он победит.

Тем не менее, отслеживание такого рода деятельности России в Африке может быть опасной игрой. В июле прошлого года три российских журналиста, расследовавшие военизированное участие Пригожина в ЦАР, были убиты.

Для России цена за приобретение влияния в Центральноафриканской Республике может быть небольшой. Цена за то, что Соединенные Штаты и африканцы пренебрегают сдвигом российского внимания может быть намного выше.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Оригинал на Atlantic Council

Перевод – UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини