От позиции и дальнейших действий этого агентства зависит, без преувеличения, экономическая судьба всего мира
На прошлой неделе весь финансовый мир внимательно следил за слушаниями в Конгрессе США, где председатель ФРС Джером Пауэлл, глава американского центрального банка, докладывал законодателям об основных направлениях монетарной политики. Каждое слово Джерома Пауэлла, конечно же, было на вес золота, пишет для "Нового времени" Иван Компан.
Несмотря на мудреность терминов и словесных конструкций, для слушателей всё сводилось к одному: снизит ли ФРС ставки на своем следующем заседании в конце июля или нет? Это важно, ведь от позиции и дальнейших действий ФРС зависит, без преувеличения, экономическая и финансовая судьба всего мира, в том числе, и наша с вами.
Чем всё закончилось? Как сказал один из инвесторов: «Пауэлл полностью поддержал идею снижения ставки в конце июля и не сделал ничего, чтобы развеять ожидания инвесторов относительно именно такого сценария». Как только весть о притоке дешевых денег разлетелась по миру, моментально выросли рынки акций, обновив исторические максимумы, чуть ослабел доллар, доходность краткосрочных американских гособлигаций снизилась, а десятилетних выросла, что помогло кривой доходности американских гособлигаций, уже давно предвещавшей кризис, немного выровняться. Короче говоря, жизнь в Америке заиграла новыми красками. Неизвестно надолго ли, но всё же.
Вы скажете, а нам-то, что с того? В основном, с Америкой наc объединяет лишь любовь к доллару, кока-коле и Макдональдсу. Но если серьёзно, то решения ФРС имеют для нас огромное значение.
Читайте также: Скасування ліміту може сприяти збільшенню прямих іноземних інвестицій – голова Ради НБУ
Во-первых, ставка ФРС — это фактически праматерь большинства процентных ставок, которых на Земле великое множество. Чем ниже стоимость денег в США, тем ниже она по всему миру. И если Япония и Европа могут себе позволить иногда идти своим путем, то развивающиеся рынки, к которым относится Украина, не в состоянии игнорировать происходящее в США. Идти против ФРС бессмысленно и глупо. Это знают и трейдеры, и инвесторы, и главы Центробанков.
Во многих странах последние, кстати, не преминули воспользоваться ситуацией, чтобы подстегнуть процесс экономического развития. Центральные банки Чили, Малайзии, России, Индии и Филиппин в последние месяцы уже начали процесс снижения ставок. По оценке Bloomberg, в ближайшие недели к ним могут присоединиться Индонезия, Южная Африка, Южная Корея и Турция. Китай формально ставку не снижал и вроде не планирует, но вовсю стимулирует экономику другими способами, включая повышение квот на заимствования для региональных властей, снижение налогов, а также уменьшение норм резервирования для банков, с целью увеличения объемов кредитования малого и среднего бизнеса.
Хочется верить, что руководство НБУ, которое в четверг должно объявить решение о том, какой будет ставка в течение следующего месяца, внимет примерам коллег. В принципе, сценариев развития событий не так уж и много и их несложно перебрать:
Сценарий № 1. Можно ничего не менять, всё оставить, как есть, на уровне 17.5%, прикрывшись историями об угрозе роста инфляции. Первая часть миссии НБУ, состоящая в «Забезпеченні цінової та фінансової стабільності» будет уверенно выполнена. В краткосрочной перспективе выиграют те, кто купил ОВГЗ, курс гривны ещё укрепится, в долгосрочной за всё расплатится государственный бюджет и украинская экономика. Если сможет!
Сценарий № 2. Снизить на 25−50 бп. Самое простое решение в ситуации неопределенности. И политически безопасное. Вроде и снизили, а на самом деле, никому ничего не прищемили. На фоне очень низких, а то и отрицательных ставок в мире, наши что 17%, что 17.5%, без разницы, представляют для «инвесторов» праздник невиданной щедрости. Те, кто покупает украинские гривневые ОВГЗ, точно будут не в обиде. Если инфляция, как прогнозирует НБУ, в 2019 году cоставит 6.3%, а доходность ОВГЗ около 18%, то реальный заработок «инвесторов» составляет«космические» 11% годовых. Достаточно ли мы богаты, чтобы сделать счастливыми всех нынешних и будущих владельцев ОВГЗ? Не думаю, но это уже вопрос не финансовый, а морально-политико-этический, если, конечно, все эти понятия совместимы.
Сценарий № 3. Вспомнить о том, что в конечном итоге миссия НБУ состоит в «сприянні сталому економічному розвитку України», а финансовая стабильность — это инструмент его достижения. Последовать примеру других стран и существенно понизить ставку, чтобы украинские банки наконец-то перестали вкладывать все свободные средства в ОВГЗ и начали кредитовать реальный сектор, особенно малый и средний бизнес. Так, как делают, например, китайцы, понимая, что без этого устойчивого развития экономики не добиться. Если ставка будет существенно снижена, это, как минимум теоретически, должно привести к удешевлению кредитов, что хорошо для украинского бизнеса и экономики страны.
Читайте также: Гривня зміцнюється: чому та що буде далі
Вдобавок к этому, должна немного снизиться стоимость гривны, сделав украинскую продукцию более конкурентной на международных рынках. Возможен ли такой сценарий? Если уровень инфляционных ожиданий, который официально декларирует НБУ — 6,3%, к концу года, и 5% в 2020, отражает реальную ситуацию, то почему бы и нет. Зачем держать ставку втрое выше уровня инфляции? Если же всё не так радужно, то хотелось бы услышать от руководства НБУ обновленный прогноз инфляции с пояснением причин для роста цен.
Готов ли НБУ и все остальные заинтересованные стороны, участвующие в процессе формирования украинской монетарной политики, к решительным действиям, покажут несколько ближайших дней. Так что, если на прошлой неделе весь мир следил за ФРС, то на этой нам стоит присмотреться к НБУ.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки