Афганские талибы начали отказываться от "джихада"
Более 500 боевиков "Талибана" (организация запрещена в РФ) добровольно сдались правительственным силам Афганистана за последние несколько дней. Талибы отказываются продолжать "джихад" как из-за жестких действий афганских силовиков в ряде провинций страны, так и по причине несогласия с указаниями своих операторов о переходе в "Исламское государство" (ИГ, организация запрещена в РФ). Источники "НГ" полагают, что "Талибан" находится на пороге серьезного внутреннего кризиса, который его лидеры пытаются предотвратить обещаниями скорой победы.
В последние три недели афганские правительственные силы освободили от талибов сразу пять уездов северной провинции Бадахшан, которые находились под контролем террористов несколько лет. Жесткие и энергичные действия солдат Афганской национальной армии (АНА), бойцов спецназа и полицейских стали неожиданностью для местных боевиков "Талибана". "Когда мы узнали, что в уезд (речь идет об уезде Янган – "НГ") вместе с армейскими частями заходят танки (так боевики называют тяжелую бронетехнику – "НГ"), то поняли, что скоро появится и авиация. Поэтому мы на нашем собрании приняли решение сдаться", – сказал позже на допросе один из командиров бадахшанских талибов.
По словам информированных источников "НГ", всего в уезде Янган сдались в плен около 400 боевиков и командиров "Талибана". Кстати, в ходе бадахшанской операции афганская армия не потеряла ни одного военнослужащего (небольшие потери зафиксированы только у местной полиции).
Убедительная демонстрация военной мощи правительственных сил является лишь одной из причин массовой сдачи талибов в плен. Второй причиной стали серьезные проблемы в обеспечении боевиков продовольствием и одеждой. По словам источников "НГ" среди афганских силовиков, сдавшиеся в плен в Бадахшане талибы рассказывали, что их практически не кормили, не помогали с приобретением обуви и одежды: "Давали только оружие и боеприпасы и требовали вести джихад".
Читайте также: Теракт во время выступления президента Афганистана: 24 погибших
Помимо 400 талибов в Бадахшане, за последние несколько дней сложили оружие 70 боевиков "Талибана" в восточной провинции Кунар и 30 талибов в северной провинции Фарьяб. Чуть раньше, 13 сентября, в северной провинции Тахар афганским правительственным силам сдалась группировка из 42 талибов во главе с полевым командиром Кари Камаруддином. Как сообщают источники "НГ", "группа Камаруддина на протяжении пяти лет воевала против официального Кабула".
Еще раньше, 4 сентября, в провинции Кунар афганским силовикам сдались 110 боевиков "Талибана" вместе со своими командирами. Однако здесь главная причина прекращения "джихада" талибами принципиально отличалась от бадахшанского эпизода. Как сообщают источники "НГ", таким образом, кунарская группа "Талибана" выразила протест против приказа вышестоящих руководителей и операторов из пакистанских спецслужб о переходе в местный филиал "Исламского государства".
"С начала сентября в восточных афганских провинциях Нангархар и Кунар начался процесс транзита джихадистских группировок, – отмечают кабульские источники "НГ". – Ряд командиров местных талибов получили указание присягнуть на верность халифу ИГ Абу Бакру аль-Багдади и объявить о присоединении к "Исламскому государству". Этот переход происходит весьма болезненно. Рядовых талибов, буквально, насильно заставляют "менять бренд", они не понимают, почему это происходит, почему они должны объявлять себя членами ИГ против которого недавно сами воевали. Часть талибов и их полевые командиры отказываются подчиниться приказу превратиться в новую группу ИГ. Вместо этого они предпочитают сдаться правительственным войскам и прекратить вооруженную борьбу".
По информации компетентных источников "НГ", в настоящее время сотрудники пакистанской разведки, курирующие отряды талибов в Нангархаре и Кунаре, "проводят беседы" с ключевыми командирами местного "Талибана", убеждая их объявить о переходе в ИГ: "Такие встречи уже прошли с крупным талибским полевым командиром муллой Закиром. Сейчас беседы проводятся с командирами сети Хаккани и других террористических сетей, действующих на востоке Афганистана. Эти группировки находятся в процессе перехода из "Талибана" в ИГ".
Впрочем, далеко не все талибы сопротивляются транзиту под флаг "Исламского государства". По информации "НГ", афганский филиал ИГ в последние месяцы значительно активизировал свою деятельность, в том числе, и в части вербовок новых членов в рядах "Талибана": "Вербовщики ИГ пользуются тем, что из-за катарского переговорного процесса (переговоры между США и талибами в Дохе – "НГ") в "Талибане" возникли острые разногласия. Часть командиров и рядовых боевиков выступают против каких-либо контактов и договоренностей с американцами, считая это предательством идеалов "джихада". Это недовольство накладывается на уже существующие внутренние противоречия, что провоцирует конфликты внутри террористического движения. В результате недовольные политической линией руководства талибы начинают переходить в ряды ИГ".
Активность сторонников "халифата" в Афганистане заставляет нервничать руководство "Талибана". По информации "НГ", на протяжении последних трех месяцев талибы пытаются ликвидировать опорные базы ИГ в провинциях Нангархар и Кунар. Впрочем, особого успеха лидерам "Талибана" пока достигнуть не удалось.
Усиление конкурентной борьбы между талибами и ИГ в Афганистане связано не только с "недружественными" действиями "халифатчиков" по переманиванию в свои ряды нестойких или сомневающихся боевиков "Талибана". Как сообщают кабульские источники "НГ", хорошо знакомые с проблемой, "соперничество между двумя корпорациями джихадистов происходит также за контроль над районами, через которые проходят важные коммуникации (например, дорожные трассы), где имеются залежи природных ископаемых, а также там, где располагаются объекты инфраструктуры наркобизнеса. Командиры ИГ пытаются захватить эти районы, рассматривая их как источники своего финансирования. При этом они стремятся либо выбить оттуда талибов, либо перевербовать их». По словам источников "НГ", особенно яростные схватки между боевиками ИГ и "Талибана" разворачиваются в приграничных районах с Пакистаном, где проходят маршруты легальной или контрабандной торговли и транзита наркотиков.
Читайте также: "Талибан" пригрозил убивать афганцев за участие в выборах
Впрочем, и среди афганских боевиков ИГ далеко не все стремятся сегодня продолжать "джихад": 4 сентября в Кунаре, одновременно с сотней талибов, правительственным войскам сдалась группировка из 40 вооруженных сторонников "халифата" во главе с полевым командиром кази маулави Басиром. Как отмечают источники "НГ", "халифатчики" разочаровались в "чистоте джихада", которым, на самом деле, управляли офицеры пакистанской разведки.
"Массовый отказ боевиков "Талибана" от продолжения "джихада" является признаком глубокого внутреннего кризиса движения "яростных мулл", – прокомментировали "НГ" ситуацию кабульские эксперты. – Не важно, какими мотивами руководствуются отказники – страхом перед военным потенциалом правительственных сил, равнодушием командования к повседневным нуждам боевиков, недовольством переговорами с США или нежеланием менять бренд "Талибана" на флаг ИГ. Очевидно, что несмотря на талибскую пропаганду, это движение отнюдь не является монолитным. Укреплению "Талибана" не помогли и усилия ряда дипломатов и стран по его международной легитимации. Лидеры талибов пытаются купировать внутренний кризис обещаниями скорой победы. Однако, судя по всему, в эти перспективы верят далеко не все сторонники "Талибана".
По информации "НГ", афганские силовики ожидают углубления внутреннего кризиса в "Талибане" и увеличения числа дезертиров среди его боевиков.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки