MENU

70 лет КНР: какие угрозы стоят перед Пекином

515 0

Семьдесят лет назад, 1 октября 1949 года в Пекине было провозглашено создание Китайской Народной Республики. За прошедшее с тех пор время КНР из нищей голодной страны превратилась во вторую сверхдержаву. Путь этот был долог, сложен и интересен, но он далеко не закончен. И на этом пути Пекин подстерегает множество угроз и ловушек. Об этом пишет Haqqin.

Китай как гигантский лайнер роскошно и величаво выплывает в открытый океан международной политики, чтобы покорять ранее неизведанные им мировые просторы и доминировать на пересечениях торговых путей и экономических артерий.

В полном соответствии с китайской традицией – без спешки, но неумолимо – создается инфраструктура «доставки» экономики и политики КНР до «потребителей» – других стран. И она называется «инициатива Пояс и Путь». Но айсбергов по курсу «лайнера Китай» шныряет столько, что лавировать среди них становится все сложнее. И каждое столкновение грозит Пекину катастрофой.

Как обычно, угрозы для Пекина существуют и изнутри, и извне, и порой трудно определить – откуда они серьезнее, поскольку слишком уж здесь все взаимосвязано. Поэтому – пойдем «от печки», от угроз внутренних.

Межнациональные конфликты Китаю не грозят. Синьцзян, при всей драматичности и остроте этой темы, пристальному вниманию к ней извне – серьезной проблемой все же не является. Вопрос эффективности тех приемов, которые комплексно использует сейчас Пекин, не стоит, они сработают. Сейчас нужен просто определенный промежуток времени, чтобы вот это, все – от лагерей по перевоспитанию, политики ассимиляции и безжалостной борьбы с сепаратистами до всяческих льгот тем, кто встал на путь сотрудничества с администрацией, сочетание кнута и пряника - принесло свои плоды.

Читайте также: Дальновидность и прагматизм китайских властей

На мой взгляд, проблемы Синьцзяна руководство КНР могло бы решить гораздо быстрее – но в том-то и дело, что Пекин намеренно не спешит в данном вопросе, предпочитая дождаться, когда «созревший плод» сам упадет в руки. Примерно также он действует, кстати, и в Тибете, и в Гонконге - время все расставляет на свои места, и здоровая часть оппозиции начинает понимать, что вне «китайского микромира» они обречены и никому не нужны. Ну а с «больной» частью оппонентов, не поддающихся переубеждению, Пекин расправляется быстро, жестко и показательно.

Но на этом хорошие новости о внутренних проблемах для Китая, собственно, и заканчиваются. Поскольку, чем выше уровень развития страны и благосостояния населения, тем больше безудержное потребительство, тем сильнее поклонение «золотому тельцу» с отходом от традиционного принципа «разумного достатка» и ростом коррупции.

Расстрелами чиновников и запредельными сроками для них это не искоренить, руководство КНР давно уже осознало столь горькую истину. Но продолжает и расстреливать, и сажать. Но это уже несколько иное – прополка  руководящего звена, санитарная очистка от совсем уже «потерявших берега», принуждения к соблюдению принципа «разумной достаточности». Взял себе - не забудь отдать остальное стране, вот что вбивают в голову аппарату периодическими массовыми чистками.

Джек Ма, миллиардер и член коммунистической партии – пример того, что урок усваивается. Но провинциальный партийный чиновник, у которого недавно при обыске изъяли 13 тонн (!!!) золота в слитках – показатель, что такие как Джек Ма – в явном меньшинстве. Будет ли расти число таких как он или же стремительно размножаться такие, как «золотой партиец» – большой вопрос. Такой же, как и стремительное развитие уродливых черт в потребительских настроениях у рядовых китайцев - так они и Китай за свои «wow-импульсы» в отношении предметов «дорого-богато» продадут, были уже, знаете ли прецеденты в новейшей истории в одной стране, где тоже правила компартия.

И, разумеется, экономика. Положение в ней остается тревожно-неопределенным. Основными экономическими вызовами по-прежнему считаются исчерпанность экстенсивной модели развития и стремительное приближение Китая к «ловушке средних доходов». Преодолеть можно, но только путем подъема экономики на качественно более высокий уровень через дальнейшее развитие рыночных механизмов, рост внутреннего потребления, стимулирования инноваций, изменения отраслевой структуры в пользу высокотехнологичного сектора. За минувшие семь лет на этот счет было принято немало предложений, планов и программ. Однако пути к поставленным целям оказались длинны и извилисты, совсем как в 70-е, в начале реформ Дэн Сяопина.

Си Цзиньпин, как и Дэн, «переходит реку, нащупывая камни». И вновь – правильность его пути и используемые методы ни для населения, ни, что важнее, для партийных элит неочевидны. Пока же – темпы роста экономики ощутимо замедлились. Разрыв в уровнях развития теоретических научных исследований и ключевых технологий между Китаем и странами Запада продолжает сохраняться.

И главное – сейчас Китаю приходится действовать в более неблагоприятной для него международной обстановке, чем это было 40 лет назад. Тогда американский истеблишмент и гениальный переговорщик Генри Киссинджер еще питали иллюзии в отношении того, что Пекин станет частью американской миросистемы, станет частью той логики мирового развития, которую создали США.

У жесткого прагматика Дональда Трампа таких иллюзий нет ни на цент. И «затормозить Китай» всеми возможными и невозможными способами – главная внешнеполитическая цель, которую он сам назначил для себя еще когда только примеривался к президентскому креслу. У знаменитого «Сделаем Америку снова великой!» есть и оборотная сторона. «Укажем Китаю его место и загоним его туда!» Потому что иначе для США в XXI веке – никак, какую бы фамилию не носил хозяин Белого дома.

А уж возможностей для «притормаживания» КНР у Вашингтона и его союзников вполне достаточно. Как, собственно, и тех же союзников. Дружить против кого-то – излюбленное занятие государственных лидеров. Против «китайской экспансии» с США – тем более. Индия, Япония, Южная Корея, Австралия, Вьетнам – и это только в Азии. С максимальной отдачей, военно-политическими, экономическими, разведывательно-диверсионными методами.

Читайте также: "Большой скачок" в Китае – реформа, обернувшаяся гибелью миллионов

И, разумеется, с использованием информационных ресурсов. Тут, кстати, в аккурат к юбилею КНР подоспели свежие данные международных опросов Pew Research Center о том, как «вы относитесь к Китаю». Ничего неожиданного – большинство относятся негативно или с неприязнью. Причем общая ситуация ухудшается.

60% опрошенных из США и 67% жителей Канады относятся к Китаю «с неприязнью» (unfavorable), это самый низкий результат с 2007 г. Не нравится Китай и большинству стран Европы: 70% жителей Швеции и 53% Испании также не любят Китая.

Вообще, для Европы падения симпатий к Китаю по сравнению с прошлым годом огромно, особенно ухудшилось отношение в Нидерландах и Великобритании. Но и в той же Азии немногим лучше. К Китаю негативно относятся 85% японцев, 63% жителей Республики Корея, 57% австралийцев. 54% филиппинцев смотрят на Китай с неприязнью.

А где к нему относятся хорошо? Например, в России (71%). Неплохо – в Украине (57%). Да, еще в Нигерии (70%). То есть – в глазах огромного количества людей на земном шаре Китай «токсичен» как для бизнеса, так и для общественного мнения. Это – огромный провал Китая в самопозиционировании, с далеко идущими последствиями. Это – крах иллюзии Пекина о том, что остальной мир восторженно встречает китайские инициативы. И одновременно – диагноз того, что эти инициативы встретят еще огромное сопротивление.

Сорок лет, которые Китай упорно продирался к статусу второй сверхдержавы, был наполнен тяжелым трудом, лишениями, ошибками и сложностями. Судя по всему, сохранить этот статус до 80-летия КНР Пекину будет ничуть не легче…

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і YouTube 

Игорь ПАНКРАТЕНКО


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини