Бюро финансовых расследований. Хорошо забытое старое?
Украинские законодатели отлично умеют составлять тексты законов так, что даже самый прогрессивный из них по факту оказывается просто завуалированной копией старых порядков.
Принятый в первом чтении законопроект № 1208 о создании Бюро финансовых расследований, к сожалению, постигла та же судьба. Он мало чем отличается от аналогичного документа 2016 года и вместе с его достоинствами унаследовал и его недостатки тоже, пишет Артем Ковбель специально для НВ Бизнес.
Первое, что сразу же бросается в глаза – смена названия ведомства. Теперь оно будет называться не Служба, а Бюро финансовых расследований. Изменение, конечно, косметическое, и заслуживает внимание только потому, что экс-глава РНБО Александр Данилюк, презентуя законопроект, обещал креативное название новой службы. Но, как видим, даже тут сенсации не получилось. Возможно, креатив подразумевался в некой схожести аббревиатуры БФР с ФБР? Тем выше градус иронии, ведь у ФБР совершенно иные задачи, структура, все другое.
Читайте также: В борьбе с экономическими преступлениями помочь может только спецконфискация
Итак, что не так с презентованным проектом создания БФР? Во-первых, не свершилось главного: концентрации всех полномочий по расследованию экономических преступлений в одном органе. В законопроекте № 1208 просто отсутствует такая строчка. "Зоны влияния" между собственно Бюро и другими правоохранительными ведомствами по-прежнему четко не определены. Более того, в законопроекте не прописана защита БФР от, скажем так, чрезмерного влияния СБУ. Статья 7 законопроекта говорит о независимости нового ведомства, запрещает незаконное вмешательство в его работу органов государственной власти, органов местного самоуправления и т. д. Но о СБУ нет ни слова. Все это создает большие риски.
Во-вторых, крайне сомнительно выглядит процедура выбора руководителя БФР и его заместителей. Открытый конкурс почему-то заменили консультативным конкурсом, условия проведения которого, опять же, не прописаны четко. Таким образом, вероятность того, что в руководители нового органа будут попадать "угодные" люди сохраняется.
Читайте также: Тайное может стать явным. Как бизнес начнет платить за прошлые откаты и зарплату в конверте
В-третьих, довольно странно прописаны функции Бюро финансовых расследований. Подробно указано какой бумажной работой они должны заниматься, каких людей могут привлекать к сотрудничеству, а вот ключевая функция – расследования экономических преступлений – прописана коротко и как бы между прочим. Больше конкретики не помешало бы. Смущает и то, что в задачи нового ведомства не прописали опции типа "расследование фактов отмывания денег" и "предотвращение незаконных финансовых схем". Есть только общая фраза про обязанность расследовать "правонарушения в сфере хозяйственной деятельности". Такая формулировка слишком общая. Это провоцирует опасность различного трактования и, опять же, вмешательства в работу БФР под удобным предлогом.
Выше сказанное относится к категории ключевых претензий. Но есть еще множество вопросов к тексту законопроекта № 1208, не таких серьезных, но все равно странных. Вывод напрашивается сам собой: документ нужно пересматривать и изменять. В противном случае чуда с появлением БФР ждать не стоит.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки