Грузия online: нулевое приближение к выборам 2020 года
Одним из политических результатов «ночи Гаврилова» стал переход на пропорциональную систему парламентских выборов с 0% порогом. Сейчас сложно сказать было ли это решение инициировано протестными акциями или власть пошла на уступку, которая и так была требованием оппозиции и международных партнеров. Можно лишь уверенно сказать, что эти изменения уже оказали влияние на расклад сил и внесут серьезные поправки в предвыборную стратегию политических партий в 2020 году.
Действительно, во втором туре президентских выборов и на майских промежуточных выборах власть Грузии показала, что она обладает финансовыми и силовыми рычагами давления на избирателя, особенно в мажоритарных округах. Все прогнозы предстоящих парламентских выборов по старой системе (73 мажоритарных мандата и 77 пропорциональных мандата) сводились к тому, что власть заберет все мажоритарные мандаты и, получив хотя бы 10-20 мандатов по пропорциональной системе, останется у власти в комфортной для себя ситуации. Однако по чисто пропорциональной системе результат прогнозируется гораздо сложнее.
Читайте также: Парламентские выборы в Грузии: еще одно сражение Саакашвили с Иванишвили?
Для анализа дальнейших событий было бы полезно иметь предварительные прогнозы исходя из тех данных, которые мы имеем на сегодняшний день. В науке это обычно называют нулевым приближением. Начнем с описания игроков, которые существуют на политическом поле на сегодняшний день.
Партия "Грузинская мечта"
С точки зрения классической политологии эту партию классифицировать невозможно. Партия не имеет четкой идеологии, а также ясной политической структуры. Она может ситуативно превращаться из пророссийской в русофобскую. Так, на президентских выборах в 2018 году основной политтехнологией было использование в негативном ключе российской биографии кандидата от оппозиции. В тот период партия власти жестко поднимала вопросы оккупации и упоминала Россию лишь в негативном контексте. Примечательным является тот факт, что в предвыборный период министр МВД Гахария лично запретил въезд режиссера "Ералаш" на территорию Грузии. Тогда, как в более комфортной для себя обстановке, партия власти с почестями приняла Гаврилова – депутата государственной думы РФ.
Также обстоят дела и с партийной идеологией. Партия является членом европейского объединения социалистов и декларативно позиционируется как умеренно левая. Реальная же экономическая политика направлена на укрепление бизнес монополий и крупного капитала с повышением тарифов и акцизных сборов. С другой стороны, в предвыборной гонке власть инициировала "списание" банковских долгов 400 тысячам граждан.
Классический цикл политической жизни в развивающихся демократиях подразумевает, что первый срок новая власть все же пытается реализовать какие-либо изменения, однако на втором сроке все ресурсы тратит только на удержание влияния. В свою очередь партия "Грузинская мечта" начала бороться за власть с первого же дня. Понимая, что их предшественники оставались достаточно грозным соперником, власть перманентно боролась как с их командой, так и с их наследием.
Читайте также: Грузия online: США между Саакашвили и Иванишвили
Важно отметить, что причин сохранять власть у лидера партии Иванишвили достаточно много, так как основной целью его правления является защита своих бизнес интересов. Действительно, помимо борьбы за саму власть, партия "Грузинская мечта" занимается лоббированием бизнес-холдинга "Cartu group" – существенной частью капитала Иванишвили. Поэтому было бы неправильно классифицировать его как пророссийского или прозападного политика. В первую очередь он грузинский олигарх, который стоит на защите своих активов. Конечно такой подход в большей степени импонирует Москве, так как он не подразумевает динамичного развития Грузии. При этом у запада рычагов давления на Иванишвили существенно больше. Именно поэтому Иванишвили удается так долго сохранять лояльность всех центров влияния.
Оппозиция
Оппозиция на первый взгляд весьма разнородна. Однако оппозиционные силы в основном являются бывшими или действующими представителями партии "Единое национальное движение" (ЕНД). Их серьезно отличает степень отдаленности от бывшего президента Саакашвили:
• Партия "ЕНД" – фактически возглавляется Михаилом Саакашвили с той поправкой, что некоторые рычаги управления им потеряны уже давно. На протяжении последних 7-и лет медийные ресурсы власти тратятся на дискредитацию именно этой партии. Эта сила до сих пор остается наиболее дискомфортным оппонентом Иванишвили несмотря на то, что во всех очных схватках проиграла "Грузинской мечте".
• В 2017 году от партии "ЕНД" откололась часть лидеров и организовала свою партию "Европейская Грузия". Взгляды, ценности и повестка в целом были сохранены. Однако по удалённости от Саакашвили партию можно считать его антагонистом. По всей видимости, политтехнологи Иванишвили считают эту силу, как меньшее из зол, и рассматривают ее как будущего партнера по правящей коалиции. Об этом говорит отсутствие посвященного ей черного пиара в провластных медиа.
• Летом 2016 года из партии "ЕНД" вместе с креативной командой вышел и Зураб Джапаридзе, основав ультра–либеральную партию "шишка". Партия ориентируется на прогрессивную молодежь, за счет которой и набирает рейтинг. Имеет большую дистанцию с Саакашвили.
Также в оппозиции есть и пророссийские силы, которые работают с сокращающимся электоратом ностальгирующих по СССР. Его численность составляет около 10% населения, но из-за крайне низкой электоральной активности в результаты выборов эта часть населения дает вклад в районе 3-5%. За них борются:
• Партия "Альянс патриотов" – ультранационалистическая и временами ксенофобская партия, которая имеет мандаты в парламенте 2016 года созыва. Опираясь на реакционные силы, распространяет идеологию Кремля, куда регулярно ездит. В парламенте играет роль контраста для подчеркивания "прозападной риторики" власти, между тем сохраняет ей лояльность в нужные моменты. При этом в зависимости от источников финансирования и поддержки может менять свои взгляды почти на любые. После "ночи Гаврилова" эта сила фактически стала представительством Москвы.
• Партия "Нино Бурджанадзе". Ментально очень близкая к Кремлю. Раньше занимала место основной партии Москвы, откуда и получала финансирование. После череды электоральных провалов потеряла финансирование, а затем и влияние на своего избирателя.
• Существуют и ксенофобские маргинальные группы, которые борются за того-же избирателя. Самая яркая из них – движение "Грузинский марш", возглавляемая российским бизнесменом Леваном Васадзе. Движение часто выступает политическим спойлером власти на улице, но очевидно имеет и личные политические амбиции.
В политическом спектре присутствуют и игроки времен Шеварнадзе. Таким является бессменный лидер партии лейбористов Шалва Нателашвили. Его публичная идеология – оппозиция ко всем властям и политикам. Имеет преданный электорат с результатом в районе 4-6 %, которые фактически можно отнести к протестному голосованию.
Нулевое приближение
Последним голосованием, в котором принимали участие почти все политические силы, был первый тур президентских выборов в 2018 году. Его результаты, пересчитанные по новой формуле парламентских выборов, и будут приняты за нулевое приближение прогноза. Для начала приведем положительные стороны такой оценки:
• Первый тур президентских выборов прошел сравнительно недавно – в октябре 2018 года.
• Это результаты выборов, в которых принимали участие почти все политические силы, что является ключевым фактором, так как в 2020 году власти предстоит противостояние со всем политическим спектром, а не только с партией "ЕНД".
• Первый тур проходил в относительно спокойной атмосфере, и его результаты можно рассматривать как свободное волеизъявление граждан.
• В силу того, что более релевантных данных на сегодняшний день не существует, при выстраивании политической стратегии политтехнологи партий будут опираться на эти же оценки.
• Свежие данные социологических опросов в целом согласуются с полученными результатами.
Стоит отметить и отрицательные стороны:
• В первом туре президентских выборов приняло участие всего 1,6 млн. человек, тогда как во втором туре — на 400 тысяч больше. Причем партия власти почти удвоила свой результат с 600 тысяч голосов в первом туре до 1,1 млн. во втором. Однако технологии, которые применяла власть во втором туре, применимы лишь в очной схватке с партией "ЕНД" и почти бесполезны в случае "размытого" соперника.
• Политические предпочтения могли сильно измениться за последние 9 месяцев. Но для контроля адекватности модели существуют социологические опросы, которые пока в целом согласуются с результатами исследования.
В итоге:
• Партия власти хоть и получает больше всех мест (59 мандатов), но фактически теряет контроль над парламентом.
• Основная оппозиционная партия получает всего на один мандат меньше партии "Грузинская мечта" и находится с ней в одинаковом положении.
• Партия "Европейская Грузия", получая 17 мандатов, фактически имеет "золотую акцию", так как единолично может решить с кем сформировать властную коалицию. Ее 17 мандатов в сумме с одной из основных политических сил формируют простое большинство.
• Не менее интересно распределены и оставшиеся мандаты, которые также могут получить возможность влияния на ситуацию. Однако в конкретном случае в силу того, что мелкие игроки крайне разнородные, их консолидация видится довольно размыто.
Калибровка приближения
• Свежие рейтинги партий в целом согласуются с прогнозом. По всей вероятности, немного улучшились позиции партии "Европейская Грузия". Причем, как за счет власти, так и за счет партии "ЕНД".
Последние социологические опросы проводились до событий с депутатом Гавриловым и очевидно не отражают всех потерь партии власти. Однако важно понять, кому эти потери перешли. Из полученной картины следует, что если бенефициаром стала партия "Европейская Грузия", то расклад сил в целом изменился не сильно.
• В президентских выборах 2018 года не принимали участия явно пророссийские силы, такие, как "Альянс патриотов" и "Партия Нино Бурджанадзе". В модели таковым можно считать Каху Кукава, который бы получил два мандата. Суммарное число избирателей пророссийского вектора развития не превышает 5-7% (7-10 мандатов) избирателей, однако при определенных раскладах этого может оказаться достаточно, чтобы они вступили в игру.
• По всей вероятности, в 2020 году активность избирателей будет на уровне 2 млн. человек, т.е. на 400 тысяч избирателей больше, чем в анализируемых данных. Однако, как показывает статистический анализ всех свободных демократических выборов, при повышении явки пропорции голосов и результат обычно смещаются не существенно. В электоральном анализе такое смещение принято считать следами фальсификаций.
Возможные политтехнологии
Результаты модели показали, что в выборах 2020 года политтехнологии будут играть крайне важную роль. Самые очевидные из них:
• В силу того, что партия власти по объективным причинам находится в тренде снижающегося рейтинга, ей необходимо проводить в парламент мелкие партии из числа своих идейных сторонников. Также возможен вариант раскола основной силы на региональные или идеологические составляющие. Не стоит также забывать, что власть оставляет за собой административный и силовой ресурс, однако, как было отмечено выше, он играет решающую роль лишь в случае очного противостояния с партией ЕНД, а в случае соперничества с группой партий его применение не прогнозируемо даже для власти.
• В действительности, в результатах прогноза под партией "ЕНД" скрывается не только партия Саакашвили, но и остальные партии, входившие в силу "Дзала эртобашиа". Вероятно, от разделения оппозиция, с технической точки зрения, может выиграть. Но, с другой стороны, реализация такого варианта окажет негативное влияние на репутацию и скорее всего нивелирует положительный эффект от разделения.
• Вторая по значимости оппозиционная сила "Европейская Грузия" находится в тренде увеличения рейтинга и, двигаясь в этом тренде, сможет претендовать на высокий результат. На сегодняшний день видится, что именно эта партия в 2020 году может играть основную роль в формировании коалиции. Помимо идеологической и финансовой составляющей на выбор их партнера по коалиции будут влиять результаты, которые покажут две основные силы.
• В анализе не был учтен фактор возможного появления сильных игроков с большими ресурсами. Таким может стать президент банка TBC Мамука Хазарадзе. Появление сильной партии в нынешней политической ситуации может координально изменить расклад сил. Однако такой силе придется пройти крайне тернистый путь к победе. Для этого им надо будет выстроить продуманную политическую стратегию, основанную на новых ярких лидерах без политической истории, но с высоким доверием в обществе. Условно эту технологию можно назвать "Слуга народа – 2".
• Очень важное заключение можно сделать исходя из результата недавно сформированной партии "Шишка". Несмотря на то, что основная ставка партии изначально сделана на узкий электоральный сегмент, она уверенно набирает рейтинг. Это говорит о том, что в Грузии существует высокий спрос на партии, основанные на профессиональной или лайфстайл принадлежности. Поэтому, с учетом 0% барьера, можно говорить о вакантной нише для партий узкого политического профиля.
• Крайне важную роль в ведении предвыборной кампании будут играть новые технологии. Они помогают сильно снизить издержки ведения политической борьбы, а также повысить КПД работы с избирателями. Анализ больших данных и применение искусственного интеллекта с недавних пор используется в предвыборных гонках развитых стран мира. Эти технологии стремительно дешевеют, и их применение может повлиять на результаты парламентских выборов Грузии уже в 2020 году. В смысле технической оснащенности, уверенное лидерство держит потенциальный игрок Мамука Хазарадзе.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки