Как бизнесу привлечь инвесторов: готовность к риску vs украинские реалии
Тема юридически стрессовых активов в Украине достаточно известна отечественным инвесторам. Впрочем, таким активам гораздо нужнее иностранные инвестиции – и их сейчас, к сожалению, крайне мало. Виной тому и высокие риски, и негативный имидж Украины среди иностранных инвестиционных банкиров, пишет Ярослав Волковецкий специально для НВ Бизнес.
Как разрешить ситуацию и начать привлекать в развитие стрессовых активов – а впоследствии и в ревитализацию экономики Украины в целом – иностранный капитал?
Огромное количество активов в Украине – предприятий, производств, складских или торговых помещений – сегодня находится в юридически стрессовом состоянии. Такие активы не могут развиваться без инвестиций. Отечественные бизнесмены в последнее время интересуются стрессовыми активами, поскольку понимают, что на них можно заработать, но особенно ценными для этих активов являются инвестиции из развитых стран.
В чем преимущества западных инвестиций в украинские стрессовые активы? Вместе с ними внедряются лучшие подходы и совершенные технологии ведения бизнеса. Если мы рассматриваем стрессовые активы как стратегический элемент ревитализации экономики в целом, то заинтересованы именно в таком подходе – с позиции восстановления и развития, а не с позиции спекуляции (дешевле купить и дороже продать). Поэтому нужно привлекать к инвестированию в стрессовые активы другой тип инвестора.
Читайте также: Украине нужно думать не о цене на газ, а о более глобальных газовых проблемах – эксперт
Но здесь мы сталкиваемся с базовыми проблемами Украины – в частности, это отсутствие судебной реформы и защиты права собственности, а следовательно – и отрицательный инвестиционный имидж Украины среди инвестиционных банкиров и институтов в развитых странах. Поэтому, чтобы привлечь иностранных инвесторов, в том числе в стрессовые активы, необходимо работать над внедрением эффективных реформ, и тогда у нас появится хороший шанс сформировать имидж Украины как страны, куда выгодно инвестировать благодаря более высокой, чем во многих других странах, доходности инвестиций (и более высокой для стрессовых активов).
Любопытно, что на уровне небольших частных инвесторов из Запада Украина может заинтересовать, особенно среди тех, у кого уже был успешный опыт ведения бизнеса в нашей стране. Однажды мы проводили переговоры со шведскими бизнесменами из сферы IТ, которые достаточно серьезно рассматривают перспективу инвестирования в Украину. После дискуссии с ними стало понятно, что сферы бизнеса вроде IТ, которые сейчас активно развиваются и в которых здесь работает немало западных бизнесменов, могут привлекать иностранных инвесторов, давать им успешный опыт и в дальнейшем приводить этих же бизнесменов в другие отрасли экономики. Им становится интересно: а где еще в Украине можно заработать? Когда наши шведские партнеры услышали о стрессовых активах и их высокой рентабельности, то сами заинтересовались ими.
Но когда дело доходит до практических шагов, западные бизнесмены советуются со своими же экспертами – банкирами, инвестиционными банкирами, финансистами. А вот их позиция по Украине категорически аллергическая: нет, говорят они, не стоит туда инвестировать. Просто потому, что это – Украина. Это свидетельствует о том, что, дабы преодолеть негативный инвестиционный имидж Украины на уровне мировых инвестиционных институтов, там должно появиться определенное понимание того, что Украина – это нормально, с нами можно работать.
Есть уровень государства, а есть еще уровень предпринимателей, юристов, владельцев активов, в первую очередь заинтересованных в привлечении иностранного капитала.
Читайте также: Уряд виставив на продаж 737 об’єктів держвласності: лібертаріанська диверсія проти України?
Что можем мы? Намедни проводили встречу с украинскими бизнесменами, участвующими в профильных международных выставках, и они были недовольны тем, что им приходится самим продвигать нашу страну среди иностранцев, потому что у нее, мол, ненадлежащая репутация. Припоминаю, как лет пять-семь назад я встречался с кипрскими юристами: они около часа рассказывали, что необходимо структурировать бизнес через Кипр, потому что Кипр – это крутая юрисдикция. Они совершенно без стеснений продвигали свою страну, и совершенно не похоже было, что они из-за этого высказывали мало-мальское недовольство. Для них быть послами своей страны в своем бизнесе – это вполне нормально. Возможно, нашим бизнесменам – и нам всем – нужно самим взять на себя такую роль в переговорах с иностранцами, а не жаловаться на то, что нашу страну якобы никто недолюбливает.
От прихода иностранного капитала в украинские стрессовые активы выигрывают все: сами инвесторы, ведь для них это немалая возможность заработать (а высокие риски всегда можно сбалансировать с помощью диверсификации – даже если из десяти проектов несколько окажутся провальными, то пара-тройка точно «выстрелят»), владельцы стрессовых активов, местная община, которая получит работающий завод или магазин вместо заброшенного помещения, а также экономика Украины, ревитализация которой невозможна без полноценного восстановления деятельности таких активов.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки