10 лучших фильмов 2019 года
К черту артхаус и кинокритиков. Долой мэйнстрим и маркетинговый буллшит! Вот мой личный список фильмов, которые не стоило пропускать в 2019 году, в своем блоге для НВ пишет Алексей Бондарев.
Жена говорит, я стал старым и ворчливым. Вечно вспоминаю какие-то "лучшие времена", когда деревья были больше, девушки сговорчивее, а кино намного, намного лучше, чем сейчас.
Недавно я на полном серьезе полвечера спорил с одним знакомым о том, что за это десятилетие не было снято и одной десятой от того количества великих фильмов, что появились, скажем, в 1990-х. Разумеется, те, кто лишь родился в 1990-е и позже, вряд ли со мной согласятся. Потому, что знают "Смертельное оружие" и "На гребне волны" лишь по римейкам (боже, люди, как мне вас жалко).
И существенная часть современного фестивального кино вызывает у меня лишь зевоту. Псевдоинтеллектуальные игрища по большей части оставляют меня равнодушным. И с громкими блокбастерами в этом году не очень сложилось. Особняком стоит только "Джокер". Все остальное – забудется уже к следующей весне.
В любом случае, я не большой фанат современного кино. Но это не значит, что смотреть совсем уж нечего.
Читайте также: Як український "Щедрик" став американським хітом "Carol of the Bells". ВІДЕО
В общем, хватит ворчать. За прошедший 2019-й год с десяток фильмов, которые точно не стоило пропускать, я могу назвать без проблем.
1. "Джокер". Гениальный эксперимент. Неимоверный сценарий без компромиссов. Никакого хэппи-енда. И у руля режиссер-комедиант. И на тебе – "Золотой лев" в Венеции и миллиард в прокате.
Фильм не то чтобы гениальный, но впечатляющий. И вспоминать его будут долго. Даже если вам не зайдет сама центральная идея (а она тут и вправду не бесспорная), то уж точно надо быть слепым и глухим пациентом отделения для умственно отсталых, чтобы не проникнуться гениальной актерской работой Хоакина Феникса.
2. "Брачная история". Режиссер Ноа Баумбах снял новый шедевр. Я помню, как мне нравился когда-то его фильм "Кальмар и кит". Потом было еще несколько неплохих картин, а совсем недавно – замечательные "Истории семьи Майровиц" с Дастином Хоффманом, Эммой Томпсон, Беном Стиллером и Адамом Сэндлером. И вот – "Брачная история". Как всегда у Баумбаха – это очень сильная и очень личная история. На этот раз о супружеской паре.
Адам Драйвер и Скарлетт Йоханссон прекрасны. Фильм нельзя пропускать, если вы хоть чуточку цените по-настоящему искреннее кино.
3. "Обезьяны". Колумбийско-аргентинский фильм, который стал для меня настоящим открытием года. Восемь вооруженных детей держат на вершине горы белую заложницу. Дальше – что-то среднее между "Повелителем мух" и "Апокалипсисом сегодня".
Это – не просто фильм. Это – настоящий кинематографический экспириенс от бразильского режиссера-дебютанта Алехандро Ландеса. Знаменитый Гильермо дель Торо назвал Ландеса "новым голосом в мировом кино". Точнее не скажешь.
4. "Тень". Новый фильм Чжана Имоу – человека, который снял гениального "Героя" и ряд менее выдающихся, но тоже потрясающе красивых фильмов ("Дом летающих кинжалов", "Цветы войны", "Проклятие золотого цветка").
Тень – это тоже потрясающе красивый фильм со всей привычной атрибутикой китайского исторического блокбастера. Тут и личная драма на фоне эпических исторических событий, и феноменальный экшн с налетом сказки. И, конечно же, как всегда у Имоу картинка настолько красивая, что можно почти любой кадр ставить на паузу, распечатывать и вешать на стену в рамочке.
5. "Тайная жизнь". Новый фильм гениального Терренса Малика, чьи "Дни жатвы" и "Тонкая красная линия" навсегда прописались в моем личном рейтинге величайших фильмов всех времен и народов.
В этот раз Малик размышляет о природе нацизма и личной ответственности человека перед Богом и совестью. Он рассказывает историю австрийца Франца Егештеттера, который отказался служить в вермахте в 1940 году и был расстрелян. Он сам бросил вызов тирании из этических соображений, а его жена, оставшись верной до конца, бросила вызов сообществу, осуждавшему ее мужа за нонконформизм. В 2007 году католическая церковь причислила Егештеттера к лику святых.
Если Бог наделил нас свободой воли, то мы несем ответственность за свои поступки – один из ключевых тезисов этого фильма. Если мир сошел с ума, кругом зло и все с ним молчаливо соглашаются, это не значит, что и ты должен так поступать.
Как всегда у Малика, тут нечего обсуждать. Надо просто смотреть и ощущать. Кто-то из критиков написал, что это фильм, в который вы входите как в храм чувств. Точнее и не скажешь.
6. "Маяк". Фильмы, которые становятся классикой в день своего выхода, большая редкость. "Маяк" – это тот самый случай. Мистический триллер от Роберта Эггерса, снявшего "Ведьму" (один из лучших ужастиков последних лет), повествует о двух служителях отдаленного маяка в 1890-х. Их обоих не отпускает прошлое, и вскоре на маяке начинает твориться черти что, невообразимо ужасное в свете черно-белой картинки. Скажете, написал какой-то бред? А вы посмотрите фильм, сами убедитесь.
Дуэт актеров Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона просто великолепен.
7. "Джон Уик 3". Пускай "киноэстеты" плюются и воротят носом, но мне нравится трилогия про Джона Уика. И третья часть отличная. Хотя второй фильм, пожалуй, все-таки посильнее будет.
Это не просто реанимация жанра "пистолетно-кулачного" боевика, в котором от актеров требуются реальные навыки, а не только позерство перед зеленым экраном. Это не просто бенефис Киану Ривза, который в свои 50+ находится в отличной физической форме и излучает просто адскую харизму. Нет, "Джон Уик" – это в первую очередь гимн классическому мужскому кино. Построенному с учетом интересов мужской аудитории в первую очередь. В наше время это редкость.
8. "К звездам". Этот фильм не критиковал только ленивый. И киногрехов в нем нашли уже не одну сотню. И ученые ворчали, что там слишком много псевдонаучных трюков. Но суть не в этом. Практически любое произведение в жанре фантастики можно разобрать на такие вот запчасти. Сила фильма "К звездам" в том, что он в принципе воскрешает подзабытый жанр философской "крепкой" фантастики, который давно увял под давлением всяких звездных войнушек и кинокомиксов.
Очень приятно видеть, что такой звездный мужик как Бред Питт неравнодушен к классической фантастике. Он лично продюсировал фильм и дал развернуться таланту сценариста и режиссера Джеймса Грея. А талант у того действительно имеется – смотрели "Маленькую Одессу", "Ярды", "Любовников", "Затерянный город Z"?
"К звездам" – не безупречный, но очень глубокий и атмосферный фильм о поисках себя и о том, что главные тайны Вселенной, возможно, можно отыскать в глубинах человеческой души.
9. "Ford против Ferrari". Не пропускаю ни одного фильма с Кристианом Бэйлом. И дело не только в том, что всегда интересно, сколько килограммов он в этот раз набрал или сбросил. Просто это гениальный актер с безупречным выбором ролей. И этот фильм заслуживает внимание. Отличная спортивная драма. Мэтт Дэймон рядом с Бэйлом смотрится хорошо.
А еще тут есть роскошная женщина Катриона Балфиоре, я посмотрел весь сериал "Чужестранка" (в целом посредственный, откровенно говоря) только из-за нее… Но сейчас не об этом. Это крепкая история о противостоянии американского авантюризма и европейского консерватизма. И о роли нон-конформизма в американской корпоративной культуре. И в целом о двух прикольных мужиках.
В общем, крепкий голливудский ремесленник-режиссер Джеймс Мэнголд опять не подкачал ("Логан" и "Переступить черту" тоже были ничего так). Очень достойное кино, я его обязательно когда-нибудь буду пересматривать.
Читайте также: Іронія ТБ, або чому радянські фільми залишаються незмінним атрибутом новорічної ночі
10. "Ирландец". Культовый режиссер Мартин Скорсезе собрал культовых актеров (Эль Пачино, Роберт Де Ниро, Джо Пеши, Харви Кейтель), взял сценарий Стивена Зеллиана (этот человек написал "Список Шиндлера", "Ганнибала", "Банды Нью-Йорка", "Переводчицу" и "Гангстера") и снял отличную криминальную драму. Без преувеличений. Фильм хорош, хоть и сильно затянут.
Зато просто любо-дорого смотреть, как Скорсезе использует спецэффекты, пытаясь омолодить престарелых легендарных актеров. Получается ведь!
Вряд ли Ирландец станет такой же классикой как "Славные парни" того же Скорсезе с теми же Де Ниро и Пеши. Но фильм очень достойный. Он словно закрывает целую эпоху. Вряд ли эти ребята когда-то еще соберутся в таком составе.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки