Где находится осиное гнездо украинской коррупции
Мем "коррупция в Украине" с лёгкой руки президента Трампа в уходящем году попал в число самых отвратитительных жупелов всей мировой (!) геополитики.
Месяц назад Дональд Трамп даже сообщил, что в его личном табели о рангах коррумпированных государств Украина занимает непочётную третью ступень. "Будем ли мы посылать огромные суммы денег в страну, и они коррумпированные, они крадут деньги, и они пересылают на банковские счета каждого?" — вопросил Трамп.
То, что пугалкой "стррррашной укррррраинской коррррупциииии" Трамп и его соратники во главе с Рудольфом Джулиани будут продолжать пугать своих взрослых соотечественников и в наступающем 2020-ом году – это факт. Увы, нашу страну снова будут "полоскать по полной" в ходе острой борьбы на выборах. Американских. Это данность. И имеет отношение в первую очередь, к американской жизни. Хотя, к огромному сожалению, негативные последствия для имиджа нашей страны и серьёзные риски ухудшения отношений Киева с официальным Вашингтоном – это уже наша реальность.
И всё же для нас важнее другой аспект: произошли ли президенте Зеленском действительно качественные изменения в сфере борьбы с коррупцией? И насколько оправдано президенту страны-нашего основного стратегического партнёра спустя полгода после инаугурации Зеленского заносить Украину в тройку самых коррумпированных стран мира?
К сожалению, подводя итоги этого года, приходится признать: долгожданного гражданами и обещаемого Зеленским как во время выборов, так и после них прорыва в борьбе с коррупцией, к сожалению, не состоялось. Начиная от отсутствия приговоров топ-чиновникам категории "А" и заканчивая процветанием бытовой коррупции.
В таком случае возникает логичный вопрос: если новая власть приняла эстафету громких заявлений о борьбе с коррупцией от предшественника Порошенко, то с тем ли и такими ли методами она борется? И возможно, стоит изменить методику усилий по минимизации масштабов коррупции для того, чтобы добиться предметного результата? Попутно изучив опыт стран, уже успешно прошедших такой путь и адаптировав его к сегодняшним украинским реалиям. И раз уж в этом году не получилось, то появится шанс на то, чтобы продемонстрировать успех борьбы с коррупцией по итогам уже года следующего.
Успех в антикоррупционной борьбе против "сильных государства сего" представляется наиболее сложным. Тут необходимы: аккумуляция чёткой политической воли руководства страны и его реальная готовность к жёстким действиям; профессиональная работа обвинения и новосозданного антикоррупционного суда; такая же профессиональная работа органов, ведущих расследование обвинений в коррупции и подготовка ими качественной доказательной базы; внесение необходимых изменений в действующее законодательство. И этот список необходимых условий ещё не исчерпывающий.
Поэтому, скорее всего, больше шансов на успех в минимизации масштабов коррупции в Украине появится, если взяться за распутывание клубка коррупционной практики снизу. Начав с самых распространённых сфер её применения обычными "маленькими украинцами".
И здесь вышеупомянутый опрос социологов "Рейтинга" этого месяца снова приходит на помощь – социологи уже провели необходимую подготовительную работу. Выявив как города, в которых коррупция наиболее распространена, так и главные сферы её применения.
Как выяснилось, лидерами по распространению коррупции являются Харьков, Черновцы и Одесса. 41% опрошенных социологами харьковчан признались, что за последние два года давали взятку. Такой же результат показал опрос в Черновцах, во всех остальных городах Украины уровень коррупции ниже. При этом 11% опрошенных признались, что давали взятку чаще 5 раз. Такой высокий показатель зафиксировали только в Одессе.
Чаще всего харьковчане дают взятки в медицинских учреждениях – 42% респондентов. Такой же показатель взятничества в медицине зафиксирован и в Одессе, и в Черновцах. При этом и в Харькове, и в Одессе этот показатель по сравнению с февралём этого года вырос существенно – в полтора раза. В Черновцах по сравнению с февралём тоже подрос, но не так сильно. И в целом в большинстве областных центров по всей стране в медучреждениях по сравнению с февралём этого года взяток стали давать больше.
Читайте также: Куда "идут" конфискованные деньги коррупционеров?
Следовательно, результаты этого опроса могут расцениваться как явный сигнал для правоохранительных органов: в большинстве областных центров растёт уровень взятничества в медицинской сфере. Теоретически возможно, конечно, что это побочный результат медицинской реформы. И благосостояние врачей в её результат упало настолько катастрофически, что они вынуждены "драть по полной" с бедных пациентов. Но вряд ли это так.
Скорее всего, просто на поверхность выползла одна из коррупционных нитей, пронизавших буквально весь медицинский организм. И она ещё не самая денежно-содержащая и морально неприемлемая. Ведь в коррупционной схеме "Врач-пациент" больной платит врачу за качественное лечение, которое и так давным-давно по факту никакое не "бесплатное".
Есть же ещё другие гораздо более масштабные и эшелонированные коррупционные схемы. И тоже с участием врачей. Однако где эти врачи выполняют не роль конечного выгодополучателя, а роль посредника. Этакого финансово-рецептурного медиатора. Это когда тот или иной фармпроизводитель "договаривается" с врачём о назначении пациентам конкретного лекарства этой фармацевтической фирмы. А "в благодарность" от этой фармкомпании получает денежную или какую иную благодарность.
Читайте также: Цифровой робокоп. Как ИИ может побороть коррупцию
Сведения о схемах и масштабах такого теневого лекарство-оборота периодически становятся известными с начала 90-х. Фактически сразу после выхода Украины из СССР; в советской медицинской практике этого явления как системы не было – там существовали жёсткие и эффективные средства предотвращения сговоров фармацевтов и врачей.
И следующий логичный вопрос – а может это "сотрудничество" между фармацевтами и врачами за почти три десятка лет стало настолько привычным явлением, что на него с ходу закрывает глаза любая "команда реформаторов", приходящая во власть, начиная от Ющенко и заканчивая Зеленским? Ведь люди работают, производя на отечественных мощностях отечественные лекарства, создают прибавочную стоимость, формируют себе отечественные же рынки сбыта и целые замкнутые цепочки по поддержке отечественного товаропроизодителя "В Украине произведено – украинцами потреблено"…
По итогам уходящего года пока определённо можно сказать только одно: позиция власти по вопросам коррупции в медицинской и других "ресурсных" сферах в уходящем году очерчена не была. Будет ли эта позиция чётко очерчена в наступающем голу и готова ли власть стать арбитром игры на этих полях, возделанных другими и давно поделенных без её участия? Хотелось бы получить ответы на эти вопросы в наступающем 2020-ом году.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки