Трамп и Иран. Когда этот идиотизм прекратится?
Когда я делаю шаг назад и смотрю с некоторого расстояния на последний конфликт между президентом Трампом и верховным лидером Ирана, аятоллой Али Хаменеи, мне становится очевидно, что мы имеем дело с двумя лысыми мужчинами, которые дерутся из-за расчески.
Имеем двух стариков, со старыми идеями, которые дерутся за страну, которой бы не хотелось никому – Ирак, и за ресурс ХХ века – нефть, имеющую все меньшее отношение к национальной экономике XXI века, а также к стратегической цели – доминировать над Ближним Востоком, чего никакому адекватному лидеру бы не захотелось достигать, потому что все, что вы там выиграете – это платежи, говорится в колонке Томаса Фридмана, опубликованной на сайте "Новое время".
Короче говоря, слишком много гнева, который принесет слишком мало изменений.
Вот почему когда я слушал на Fox News комментаторов-шовинистов, которые заявляют, что те, кто не поддержал Трампа в его наезде на Ближний Восток, ведут себя непатриотично, я хотел взорваться смехом, настолько это пафосно.
И когда я смотрю на десятки тысяч иранцев, которые заполняют улицы, оплакивая смерть генерал-майора Касема Сулеймани, настоящим наследием которого является хаос для наций вокруг Ирана и огромное количество молодых иранцев и арабов, стремящихся к демократии, я хочу взорваться плачем, насколько это пафосно.
Когда этот идиотизм прекратится?
Данные – это новая нефть. Кто ее имеет и как перегоняет идеи из нее, а потом как этим пользуется и монетизирует те идеи, является новым экономическим драйвером, который в долгосрочной перспективе и будет определять благосостояние и безопасность страны в 21 веке – а не черное сырье. Вот почему старое предупреждение бывшего саудовского министра нефти, шейха Ахмеда Заки Ямани – каменный век закончился не потому, что у нас не осталось камней, а потому, что мы изобрели новые инструменты – сегодня как никогда актуален.
И Трамп, и Хаменеи сейчас заявляют, мол, получили что-то типа победы: Трамп – убив иранского киллера, который имеет полно американской, арабской и иранской крови на своих руках (Сулеймани получил то, что заслужил), а Хаменеи – "отомстив", когда выпустил 22 ракеты на две базы в Ираке, где расположены американские войска (он относительно сохранил лицо.)
Читайте также: NATO-МЕ: Трамп предложил включить в НАТО страны Ближнего Востока
Но присмотримся поближе, что на самом деле "выиграла" каждая сторона.
Я подозреваю, что потенциал сдерживания США несколько улучшится из-за убийства Сулеймани – главным образом потому, что все это противоречило правилам игры, которую вели США и Иран все эти годы: не целиться в лидеров друг друга. Иранские лидеры теперь могут сделать вывод, что Трамп способен оказаться более сумасшедшим и реагировать даже жестче в ответ на любую дальнейшую месть или эскалацию со стороны иранцев.
Это наверное дезориентирует иранских духовных лиц. Иран и Сулеймани всегда считали, что могут превзойти в своем безумии любого посредством своих прокси и ставленников. Они и их прокси Хезболла могли нагло взорвать бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири или взорвать ключевую саудовско-арабскую нефтеперерабатывающую станцию, а потом обернуться и сказать всему миру: "Господи, кто это сделал? Какая трагедия".
Трамп – первый президент, который заставил иранцев волноваться: они могут оказаться неспособны превзойти его в безумии. Последователи Сулеймани знают, что отныне они будут действовать с большей осторожностью и мерами безопасности, чем это делал Сулеймани, который считал себя защищенным от нападений.
Но в то время как Трамп думает, что способен превзойти иранцев в безумии, в долгосрочной перспективе это может оказаться иллюзией. В отличие от верховного лидера Ирана, Трамп ограничен нашим Конгрессом, Конституцией, свободной прессой, американскими кодексами поведения и приближением выборов.
И пока он много говорит и громко угрожает, факты таковы, что доминирование на Ближнем Востоке значительно важнее для Ирана, чем для США – особенно сейчас, когда Америка является крупнейшим в мире производителем нефти, американцы буквально истощены Ближним Востоком – а Иран всегда будет там, и мы не победим.
Иными словами, способность Америки превосходить в безумии иранцев ограничена. Мы не можем позволить себе убивать каждого плохого парня, который переходит нам дорогу. Это даст лицензию другим странам – вроде России Владимира Путина – делать то же самое по отношению к своим оппонентам и приглашать других начать целиться на наших лидеров.
Это дает Ирану незаурядные возможности "картеризировать" Трампа – то есть сделать ему то же самое, что Иран сделал президенту Джимми Картеру: затянуть его в хаос на Ближнем Востоке, просто осуществляя маленькие операции против американских гражданских или войск на Ближнем Востоке, заставив Трампа пойти на месть и глубже погрязнуть в болоте Ближнего Востока – во времена, когда этот регион еще никогда не был таким маловажным для Америки – или не отвечать и выглядеть слабым.
Читайте также: Затишье перед бурей. Возможна ли война между США и Ираном?
Единственный win-win, который имеет значение, заключается не в том, что это даст временный политический импульс Трампу и Хаменеи, а в том, чтобы это послужило долгосрочным интересам обеих стран – и возобновило иранское ядерное соглашение, из которого Трамп вышел в мае 2018 года.
Для США крайне важно, чтобы Иран не владел ядерным оружием, потому что это будет представлять угрозу для Европы и американских союзников в регионе, и поэтому скорее всего это побуждает Турцию, Саудовскую Аравию и Египет тоже овладеть ядерными бомбами, превращая Ближний Восток в ядерную пороховую бочку. В то же время для Ирана крайне важно избавиться от нефтяных санкций Трампа, которые опустошают их экономику.
И я ставлю под вопрос то, имеет ли Трамп политическое мужество пойти на компромисс с Ираном: он продолжает требовать от последнего слишком много. Если бы он был умным, то использовал бы тот факт, что сейчас он немного восстановил потенциал сдерживания США, чтобы немедленно начать принуждать к простому, пересмотренному ядерному соглашению, перманентно замораживать ядерный потенциал Ирана — даже еще больше, чем навязчивые проверки, происходившие из оригинального соглашения, в обмен на отмену нефтяных санкций. На этом и закончим. Не переоценивайте свои силы.
Читайте также: Образа Трампа та нові виклики: як розвиватимуться відносини України та США у 2020 році
Мы не можем приказать Ирану не вмешиваться в другие страны в то время как мы и суннитские арабские нации это делаем. Давайте просто получим четкое соглашение — конец иранским ракетам за конец санкциям – и справимся со всем остальным путем традиционной дипломатии и мягкой силы.
Трамп должен ежедневно твитить: "Эй, верховный лидер Ирана, какую арабскую мусульманскую страну ты оккупировал сегодня? Как много иранских демократов ты сегодня арестовал или убил? Каких молодых арабов ты сегодня лишил демократии? Сколько долларов иранских налогоплательщиков ты сегодня потратил на финансирование боевиков Сулеймани в Ливане, Сирии или Йемене?".
Каждый день. Каждый час. Круглые сутки. Поверьте, иранскому режиму, который изо всех сил пытается контролировать своих же граждан, такое не понравится.
Полную версию материала читайте на сайте "Новое время"
Оригинал опубликован на The New York Times
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки