Переходят в режим осажденной крепости: крымское измерение конституционной реформы Путина
Российский президент Владимир Путин в недавнем послании Федеральному собранию, в ходе которого он анонсировал конституционную реформу, не упомянул аннексированный Крым. Вместе с тем, захват украинского полуострова и нынешнее кардинальное переустройство основ российской государственности непосредственно связаны друг с другом. Именно после аннексии Москва взяла на курс на построение "гибридного" политического режима, сочетающего в себе элементы условного Ирана и КНДР, пишет Сергей Стельмах специально для "Крым.Реалии"
Кремль намерен юридически оформить этот "гибридный" режим, существенно переписав российский основной закон. В соответствии с конституционными поправками, предложенными Путиным, в России появится новый орган власти – Государственный совет. Планируется, что его будет формировать президент "в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства".
Функционирование Госсовета будет определено отдельным законом, проекта которого пока нет. По одной из распространенных версий, Путин по завершению президентской каденции перейдет на должность председателя Госсовета, обеспечив себе пожизненное пребывание у власти.
Полномочия парламента намерены расширить. Госдума получит право утверждать главу правительства (по предложению президента), а также вице-премьеров и министров, кроме глав силовых ведомств, по предложению председателя правительства.
Путин также предложил отказаться от примата международного права, заменив его "приоритетом конституции". "В целях защиты государственного суверенитета законопроектом предлагается установить, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации", – говорится в пояснительной записке проекта.
Вводятся ограничения для претендентов на депутатские мандаты, высокие государственные должности и судейские мантии. Они не должны иметь иностранного гражданства или вида на жительство в другой стране.
Читайте также: От ошметков права – к торжеству бесправия: Путин и Ко становятся неподсудными
Кандидат на пост президента вообще должен будет прожить в России не менее 25 лет. Такое требование не распространяется "на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию". В СМИ назвали это "крымской оговоркой", но указанная норма касается не только жителей полуострова. Ее введение в основной закон лишь подчеркнет тот факт, что в Кремле не отказались от захвата Украины или аншлюса Беларуси.
Согласно законопроекту Путина, конституционные поправки вынесут на "общероссийское голосование" уже после того, как они будут приняты парламентом. Сначала власти и пропагандисты использовали слово "референдум", но от него вскоре отказались. Учитывая, что в законодательстве нет термина "общероссийское голосование", пока неясно, как оно будет организовано.
Отдельные российские наблюдатели обратили внимание на то, с какой спешкой Кремль пытается провернуть реформу. Уже звучат обвинения в "узурпации власти" и "государственном перевороте". Как полагают оппоненты Путина, в Администрации президента и Федеральном собрании торопятся, понимая, что идут на вопиющие нарушения норм права.
Граждане страны в ходе последних выборов парламента и президента не давали Путину и членам Федерального собрания мандат на проведение столь кардинальной реформы. Предложенные изменения, как минимум, противоречат ч.2 ст. 55 действующей конституции России, в соответствии с которой в стране "не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Отказ от примата международного права означает, что Кремль намерен в одностороннем порядке ограничить действие на россиян международных актов, касающихся защиты прав человека.
Нынешняя реформа Путина имеет прямое отношение к аннексии Крыма. Стоит напомнить, что идея кардинального переформатирования конституции и передачи власти Госсовету муссировалась в российском информационном пространстве еще осенью 2016 года, когда стало очевидно, что Крым России никто не "спишет", а политическое противостояние с Западом – это надолго.
Согласно тогдашним утечкам, Кремль планировал серьезно перестроить не только управленческую, но и силовую вертикаль, создав на базе ФСБ монстра в виде "министерства государственной безопасности".
Читайте также: Крымский хвост виляет кремлевской собакой
Тогда все осталось на уровне разговоров. Российские и зарубежные наблюдатели неоднократно обращали внимание на то, как Кремль щепетильно относится к вопросам секретности. Все решения и назначения озвучиваются в последний момент. Доходило до того, что администрация российского президента могла отказаться от решения только из-за того, что о нем прознали журналисты.
Не исключено, что Путин тогда отбросил план по созданию Госсовета, исходя из результатов президентских выборов в США 2016 года. Российское руководство по недоразумению рассчитывало на "большую сделку" с президентом Дональдом Трампом. В течение этих четырех лет россияне несколько раз убеждались, что никакой "сделки" с американцами не будет. Кремль вернулся к плану по окукливанию страны вне зависимости от того, чем завершатся президентские выборы в США в 2020 году.
Одиночный пикет против изменения действующей конституции России в Москве
Скорость, с которой Москва проворачивает столь масштабную политическую спецоперацию, в сочетании с накалом казенной пропаганды один в один напоминает подготовку к нелегальному "крымскому референдуму". Весной 2014 года россиян приучили к тому, что стратегические решения, которые на долгие годы будут определять развитие государства, можно принимать впопыхах и без учета общественного мнения. У россиян не спрашивали, хотят ли они платить из личного кармана за "присоединение" Крыма. Им просто сказали, что воровать чужое – большая честь и "вставание с колен".
С конституционными поправками аналогичная ситуация: 15 января Путин предложил провести "общественные обсуждения" проекта, а 20 января – внес его в парламент. Для проформы была создана специальная рабочая группа по анализу поправок, в состав которой ввели людей, далеких от конституционного права.
Для Кремля аннексированный Крым оказался успешным полигоном для испытания новых репрессивных методов. Если в соседней России чекисты преимущественно давят политическую оппозицию (либералов и отдельные группировки националистов), то в Крыму репрессивная машина работает в более широком социальном контексте. Крымские татары и украинцы в основной массе считаются "неблагонадежными". Свобода слова и право на мирный протест де-факто отменены. Имеют место массовые слежки и доносительство. Именно на крымчанах российские "власти" пытались реанимировать старые советские методы подавления. В том числе, карательную психиатрию.
Теперь все эти "навыки и умения" будут использованы в соседней России для защиты властного режима от собственного населения. Российские власти, пытаясь сохранить так называемый "посткрымский консенсус" (полуостров не возвращаем, давлению международного права не поддаемся), переходят в режим осажденной крепости. Теперь уже не в переносном, а в формально-юридическом смысле этого выражения. Когда россияне, как это было с аннексией Крыма, отойдут от телевизионных галлюциногенов, будет уже поздно что-то пытаться изменить.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки