Под звуки дудок: уроки эпидемии
"Чёрный понедельник", названный так после того, как 24 февраля началось падение котировок на мировых рынках из-за эпидемии коронавируса, имеет много общего со словосочетанием "чёрная смерть", не только одинаковое прилагательное.
Чума, повлиявшая на экономику, мировосприятие и мировую культуру в средние века, конечно, принесла несравнимо больше жертв, чем нынешний COVID-19 (оценки разнятся, но от 30 до 60 процентов населения Европы в средние века умерло от пандемии; свыше 3 тысяч умерших от коронавируса), но география, причины и общественная реакция на происходящее схожи, хотя нынешнюю эпидемию и средневековую пандемию разделяют даже не несколько десятилетий, а несколько веков, пишет Александра Вагнер в блоге для сайта Радио Свобода.
В последние дни в моей фейсбук-ленте непрекращающимся потоком появляются фотографии пустых полок больших и маленьких продуктовых магазинов в Чехии: к концу дня исчезают товары длительного хранения – мука, макароны, соль, сахар, консервы. В крупных торговых сетях уверяют, что причин для паники нет: на складах продуктов хватает, нет нужды делать запасы. Но изо дня в день ситуация повторяется. Пока в Чехии подтверждены лишь пять случаев коронавируса: все члены этой группы общались между собой в Италии, сразу же были обнаружены и сейчас находятся под наблюдением в больницах, так что оснований для массового распространения болезни вроде нет. Премьер-министр Чехии Андрей Бабиш несколько дней назад созвал пресс-конференцию, на которой рассказал, что даже 50 тысяч жителей, находящихся в тех районах Италии, где обнаружено больше всего случаев заболевания, и не имеющих возможности из-за карантина выйти из дома, исправно снабжают продуктами питания. Так что делать запасы бессмысленно.
Читайте также: Глобальная пандемия через 30 дней. Что творит коронавирус во всем мире
Но некоторых жителей Чехии эти увещевания не останавливают. Мимо чумных столбов, расставленных на площадях чуть ли не каждого здешнего города, они следуют в ближайший супермаркет. Эти памятники устанавливали в Средние века и после наступления Нового времени не только в знак благодарности за избавление от "чумного поветрия", но и в случаях военных побед: своего рода молитва благодарности Деве Марии за спасение человеческих жизней. Они – напоминание ещё и о том, что даже когда смерть близко и может настигнуть каждого, вне зависимости от материального положения или превентивных мер (не будешь же безвылазно несколько недель сидеть дома с десятью купленными на случай пандемии килограммами муки!), не стоит поддаваться массовому психозу.
Со времен чумы мы знаем о массовых танцах, когда численность их участников насчитывала несколько тысяч человек: люди безостановочно выписывали пируэты и голосили под звуки барабанов и дудок днями напролет, а потом падали от усталости и засыпали на месте. Даже сегодня причина такого поведения остается до конца неясной, потому что после окончания средневековой пандемии о подобных случаях ни в каких источниках не упоминается. Многие современные исследователи склонны объяснять случившееся так: люди избавлялись от нервного напряжения и ужаса при мысли о смерти.
Страх близкого конца и невозможность найти лечение от чумы приводили и к тому, что на улицах могли линчевать любого, кто подозрительно выглядел или имел при себе какие-то предметы, казавшиеся толпе подозрительными. Нередко это были иностранцы, часто мусульмане. В распространении болезни обвиняли евреев, сатанистов и прокажённых. Погромы, сожжение заживо, набеги на лепрозории и расправы над больными не были редкостью. Гнев толпы подогревали в первую очередь слухи. Прокажённые якобы использовали для заражения колодцев ящериц и жаб, а также смесь из человеческой крови и евхаристического хлеба, а евреи – порошок из мяса совы и ядовитых пауков, иногда с добавлением высушенного сердца христианина.
К истинному источнику распространения болезни это, конечно, не имело никакого отношения, но о нём тогда и не знали. Сегодня, когда распространение информации и наука способны объяснить даже возможность или невозможность посещения Земли инопланетянами, реакции общества на болезнь, несущую с собой смерть, остались по сути прежними, хотя и не такими агрессивными, как в Средневековье. В Черновцах толпа накануне перекрыла дорогу у подъезда, где живет жена заболевшего коронавирусом местного жителя, и потребовала изолировать её. При этом Мария Полищук, представитель департамента охраны здоровья Черновицкой городской администрации, заявила, что причин для госпитализации нет. За несколько дней до этого намного более массовая реакция общества на возможность заражения COVID-19 имела место в сонном посёлке Новые Санжары Полтавской области: толпа бросала камни в автобусы с теми, кого эвакуировали из Уханя, где началась эпидемия. По иронии судьбы, никто из группы эвакуированных из Китая коронавирусом не заболел, повторные анализы тоже заболевание не подтвердили, двухнедельный карантин окончен. Зато в Черновцах, куда вернулись из отпусков в Италии несколько его жителей, уже зафиксировано по меньшей мере шесть подозрений заражения.
Читайте также: Захворювання на COVID-19 не повинно стати каталізатором для цькування. Агресія, як і паніка, не працює – ЦГЗ
Чаще всего опасным вирусом в Европе заражаются туристы, побывавшие в Италии. Это те, кто может позволить себе отдых за границей. Чума в Средние века забирала жизни тех, у кого было высокое общественное положение: сын короля Сицилии, дочь короля Англии, дочь короля Португалии – только за один 1348 год, не говоря уже о массовых жертвах среди простого люда. Но и тогда, и сейчас география распространения была схожей: первый удар пришелся на территорию нынешней монголо-китайской границы. Мясо грызунов, особенно сурков-тарбаганов, которые считались деликатесом у монголов, стало первой причиной распространения чумы. В Европу эта болезнь сначала, как и сейчас, пришла в южные страны: в Италию в первую очередь, а затем во Францию.
Эпидемия коронавируса тоже связана с Китаем и с мясом. Выдвинуты уже три версии о причинах заражения: мясо летучих мышей, змей, панголинов. Все это продавалось на рынке Уханя. Панголины находятся на грани вымирания и имеют охранный статус, но их это, к сожалению, не спасает: рынок мяса диких животных в Китае процветает. На юге этой страны змей употребляют в пищу как бедняки, так и богачи. До начала эпидемии COVID-19 в Китае разрешалось разводить на фермах 54 вида диких животных, но 24 февраля власти всю эту деятельность запретили. Фонд дикой природы напоминает: торговля мясом диких животных – это четвертый по размеру криминальных доходов рынок после наркоторговли, контрабанды и торговли людьми.
Первое, что приходит в голову, особенно после предыдущих эпидемий подсемейства коронавирусов (SARS и MERS), причиной которых стало употребленное в пищу человеком мясо летучих мышей, – отказаться от мяса. В связи с этим можно вспомнить и свиной грипп, которым человека заразили домашние свиньи, и грипп птичий, передающийся в основном от диких уток. Правда, чтобы больше такого не повторилось, перестать есть мясо должны сразу все обитатели нашей планеты. Кто знает, какие вирусы таятся в других животных, которых может употребить в пищу любопытный гурман и в какую страну этот гурман поедет кашлять после сытного обеда?
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки