Усиление фискализации бизнеса в условиях кризиса – ключевая ошибка власти
Ключевая ошибка, которую может допустить власть – это усиление фискализации бизнеса в условиях кризиса.
Если говорить конкретно о налоговой, наибольшая опасность – это переход в формат абсолютизации цифр налоговых сборов и выкручивания рук бизнесу. Сейчас этого нет, но есть попытки сменить руководство налоговой службы, что приведет лишь к сокращению поступлений в бюджет и увеличению удельного веса теневой экономики.
В нынешнем кадровом калейдоскопе порой очень трудно разобраться в истинных причинах увольнений/назначений: жизненный цикл министра сейчас как у мушки-дрозофилы.
Для меня маркером является то, с чего начинает тот или иной назначенец. Если с системных изменений – надежда есть, если с кадровой перетасовки и проталкивания своих людей на "хлебные" должности – есть повод задуматься.
Читайте также: Кризис создаст в бизнес-среде новую форму несправедливости
Быстрая отставка министра финансов Игоря Уманского произошла сразу после его попытки поменять главу налоговой службы (во всяком случае, такая информация попала в СМИ). В этом плане, реакция премьера оказалась в чем-то закономерной – вначале первые результаты работы и концептуальные антикризисные решения, а уже затем по результатам – разговор о кадровых перестановках.
К работе государственных налоговых органов всегда будут вопросы, но в чем проявляется искусство фискального антикризисного менеджмента? В первую очередь в грамотном определении тех точек реального сектора экономики, которые нуждаются в помощи и тех, которые наоборот могли бы помочь в наполнении бюджета. Простыми словами в поиске фискальных доноров и реципиентов. К первым стоит отнести подакцизные товары (кроме электроэнергии), производители которых в нынешних условиях могут нарастить налоговые отчисления, а к последним – малый и средний бизнес.
В этом плане, усилия Верланова, как главы налоговой, по усилению сборов акцизов и реформировании администрирования налога на добавленную стоимость, необходимо поддержать на уровне правительства. Сейчас нужно быть очень осторожными в оценках, ведь у сохранивших силу групп влияния, всегда будет оставаться желание переиграть ситуацию с точностью до наоборот – например, под видом необходимости выпуска антисептика – выбить налоговые льготы по акцизу и на самом деле, наводнить рынок суррогатным пойлом. А бюджетный недобор закрыть с помощью остатков экономики сразу после карантина.
Читайте также: Малий і середній бізнес має взяти на себе головне завдання – вижити
Именно поэтому пост главы налоговой сейчас становится объектом атак со всех сторон, так как часть "бизнеса" рассматривает смену руководителя как способ не выживания во время кризиса, а как механизм заработка сверхдоходов в период оного. Кроме того, в любую кризисную эпоху, все познается в сравнении и общепринятые критерии оценки иногда дают сбой.
Уже сейчас понятно, что бюджет на 2020-й нужно сокращать по доходам, так как экономика не вытянет такой налоговой нагрузки. Но недобор в размере 30% по таможне в сравнении с планом – это явный перебор, особенно если сравнить с данными налоговой службы.
Нефедов все время пенял на укрепление гривни в 2019-м, но посмотрим как ему поможет нарастить сборы девальвация и вообще, где те самые миллиардные потоки контрабанды, "отбеливание" которых могло принести государству намного больше, чем было утрачено в результате атипичного укрепления гривни в прошлом году.
Уже очевидно, что бюджет секвестируют. Но даже сейчас есть условно объективный критерий оценки – это сравнение до карантинных показателей 2020-го с аналогичным периодом прошлого года. В этом плане, вызывает "удивление" как таможня под руководством Нефедова в январе 2020-го умудрилась недобрать 4,34 млрд. грн. по сравнению с январем 2019-го (на 19,5% меньше) и одной лишь ревальвацией гривны этот "феномен" не объяснишь (кстати, февраль-2020 к февралю 2019 на таможне также показал провал на 6,2%).
Ведь та же налоговая по сравнению с прошлым годом увеличила сборы (даже с учетом авансового платежа Нафтогаза).
И то, что главный таможенный виновник "бюджетного торжества" остается на своем посту, вызывает уже даже не удивление, а более крепкие чувства. "Каких недоборов вам еще не хватает…". Может кто-то наверху забыл, что импортный НДС – у нас бюджетообразующий налог?
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки