Путинбудет увеличивать дистанцию от Запада,-
пишет изданиеDeutsche Welle . И не только потому, что он иего окружение недовольны постояннойкритикой со стороны США и Европы поповоду дефицита демократии в России иавторитарной модели правления. Скорее,в центр российской внешней политикисдвигаются интеграционные усилия напостсоветском пространстве и укреплениеотношений с Китаем.
Уженесколько месяцев Путин активнопродвигает идею Евразийского союза.Пока вступить в него, помимо России,согласились только Беларусь и Казахстан.Но то, что отношения на постсоветскомпространстве вновь стали приоритетнымидля российской внешней политики,отчетливо проявилось сразу же послеинаугурации Путина. Он отказался ехатьна саммит «большой восьмерки», официальносославшись на занятость в связи сформированием нового правительства,однако нашел время встретиться спрезидентами Киргизии, Узбекистана,Таджикистана, Казахстана, Беларуси иУкраины на неформальном саммите СНГ вМоскве.
Путинхочет вновь крепче привязать к Москвеполитически и экономически бывшиесоветские республики, особенно Украину.Ослабление позиций США и Евросоюзаиз-за экономического и финансовогокризиса играет ему на руку. Посколькуамериканцы устали от глобальной борьбыс международным терроризмом, а европейскаяидея утратила привлекательность врезультате кризиса в еврозоне, моментдля усиления интеграции вокруг Москвысейчас благоприятный.
По этим же причинамвозрастает и роль Китая во внешнейполитике Москвы. Во-первых, в Россиисчитают, что потенциал для расширенияроссийско-китайских экономических иторговых связей еще не исчерпан.Во-вторых, Китай играет все более важнуюполитическую роль для Москвы, причемво многих отношениях.
Это и совместныедипломатические договоренности наглобальном уровне, как в случае с Сирией,и уже упомянутый проект интеграции врамках Евразийского союза. В последниегоды Китай активно продвигает своиинтересы, прежде всего экономические,в Центральной Азии и тесно взаимодействуетв области политики безопасности сРоссией и другими бывшими советскимиреспубликами в рамках Шанхайскойорганизации сотрудничества (ШОС).
Поэтомуне случайно Путин сразу после своих«европейских» встреч в Берлин иПариж, намеченные на начало июня,отправится - через Узбекистан - в Пекин,где 5 и 6 июня в рамках ШОС проведетпереговоры с председателем КНР ХуЦзиньтао. А на обратном пути в Москвусовершит визит в Казахстан.
Политическийграфик поездок Путина наглядносоответствует его программнымвнешнеполитическим заявлениям последнеговремени. Делать какие-либо выводы пока,конечно, рано, -
пишетDeutsche Welle, - но складывается впечатление,что Путин больше не ожидает много отЗапада. Если это так, тогда европейскуюполитику в отношении России, сформулированнуюкак «перемены через сближение», можносчитать провалившейся.