Каким будет конец Лукашенко – Le Monde
Железнодорожники, актеры, работники химической, промышленности, автомобилестроения и ИТ-индустрии более 20 предприятий присоединились к акции протеста.
Сначала было всего несколько сигналов: отставки в правоохранительных органах, блокировка работы завода, цветы в память о жертвах полицейских репрессий, знаки «виктории», которые отдельные солдаты тайком решались показать из окон грузовиков, чтобы продемонстрировать солидарность с демонстрантами. Потом эти сигналы стали целым явлением. Волной. Надеждой.
Появляется все больше кадров с полицейскими, которые сбрасывают форму, чиновники увольняются, в Минске и провинции нарастают мирные демонстрации, началась забастовка. Беларусь решила поверить.
13 августа, после четвертой подряд ночи жестко подавляемых протестов, жаждущие демократии граждане, которые ведут с воскресенья борьбу против Александра Лукашенко (он присвоил себе на выборах шестой по счету президентский срок), поверили в возможность ухода ненавистного автократа.
Сила улицы
«Возможно, это конец», — полагает политолог Артем Шрайбман. Все понимают, что объявлять конец режима преждевременно. Александр Лукашенко доказал за последние дни, что жестокость и произвол являются неотъемлемой частью его подхода к власти. После более 6 тысяч 700 арестов за последние три дня (иногда под раздачу попадали простые прохожие, которые оказались не в том месте не в то время) силы правопорядка продолжили в четверг посреди дня бить стекла машин, хватать демонстрантов и разгонять толпы.
Как бы то ни было, после восстановления работы интернета (во избежание краха экономики) разошедшиеся по соцсетям кадры показали белорусам силу улицы, отвагу и решимость простых людей.
Протесты предыдущей ночи ослабли из-за террора режима, который признал применение боевого оружия. Днем же на улицах Минска и провинциальных городов стихийно образовались огромные людские цепи.
В некоторых случаях полиция, которая без зазрения совести избивала ночью беззащитных людей, оказалась бессильна. Появляются все новые символы объединения народа против диктатора, например, совместная молитва представителей православной, католической и протестантской церквей против насилия в Минске.
В это же время начались собрания рабочих промышленных городов. В холдинге БелАЗ прошел невиданный с советских времен сбор сотрудников. Была намечена забастовка, если к понедельнику не будет выполнено четыре требования: отставка президента и правительства, прекращение полицейского насилия, организация новых выборов. Тот факт, что БелАЗ является одной из жемчужин национальной промышленности, придает силы символу. В прошлом там всегда голосовали за Лукашенко.
Читайте также: Юрий Романенко: Лукашенко с его играми в колхозного повелителя Вселенной оказался никому не нужен
«БелАЗ бастует. За этим последует эффект домино. Сейчас можно с уверенностью сказать, что Лукашенко потерял контроль над ситуацией», — утверждает в Twitter журналист и обозреватель Франтишек Вечерко.
Эффект домино действительно произошел: железнодорожники, актеры, рабочие, сотрудники ИТ-индустрии, автопрома и химической отрасли, — все они присоединились к забастовкам и протестам.
Повсюду лидеры задавали вопрос: «Кто голосовал за Тихановскую?» В ответ поднимался лес рук. И даже сомневавшимся становилось ясно, что выборы сфальсифицировали.
Демократическое пробуждение
Демократическая волна докатилась даже до национального телевидения, которое считается органом пропаганды. В четверг несколько ведущих, которые до недавнего времени были на стороне режима, выступили в поддержку оппозиции и с критикой полицейского насилия, а затем сообщили об увольнении.
В их числе оказался Владимир Бурко, чья программа пять лет расхваливала военный арсенал президента. В среду он призвал военных подумать перед тем, как выполнять приказы главы государства.
Стоит отметить и первое увольнение сотрудника администрации президента. «Более не считаю возможным быть юристом на государственной службе», — написал в Instagram Артем Проскалович.
Читайте также: Касьянов: Путин позвонил Лукашенко. Я уверен. Москве не нужен неконтролируемый протест, ведь Кремлю хватает головной боли с Хабаровском
«Демонстрации набирают обороты, — отмечает академический директор экспертной группы EAST Center Андрей Елисеев. — Население больше не сомневается, что его голос украли. Государственные предприятия, которые формируют главную опору Лукашенко, шатаются у него под ногами.
Что будет дальше? Система Лукашенко едва ли позволяет рассчитывать на переговоры с оппозицией. А если он будет делать ставку на жесткий ответ, как было до настоящего времени, это может очень плохо кончиться для всех».
В настоящий момент власти впервые после выборов пытаются успокоить страсти. Хотя от Лукашенко до сих пор ничего не видно и не слышно, спикер сената Наталья Кочанова призвала «прекратить самоуничтожение».
«Всем нам не нужна драка, не нужна война», — обратилась она по телевидению, тогда как министр внутренних дел Юрий Караев принес извинения за полицейское насилие в адрес «прохожих», которые не участвовали в демонстрациях. Вечером около тысячи человек были отпущены на свободу под обязательство больше не участвовать в несанкционированных акциях. Довольно слабый шаг по сравнению со зверствами режима, о которых уже сообщали задержанные.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і YouTube
Клер Гатинуа, Le Monde (Франция)
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки