"Перспектив никаких, потому как это абсолютно депрессивный регион": честный разговор с жителем Донецка о современных реалиях непризнанной республики
Сегодня большинство жителей "ДНР" успокаивает себя новостями о Плохой Украине – для них это какая-то отдушина, позволяющая хоть немного убедить себя в верности сделанного шесть лет назад выбора. Но многие за это время побывали в Украине и убедились, что не так страшен черт, как его рисуют в "республиканских" и российских СМИ. Поэтому возврат в Украину вполне возможен по той простой причине, что жизнь в условиях недовойны, полной неопределённости в стремительно разоряющемся, достаточно богатом некогда регионе не приносит ничего позитивного.
Российскому блогеру, пишущему под никнеймом Soullaway, удалось взять достаточно беспристрастное и, как он сам пишет, – честное интервью у донетчанина. Предлагаем нашим читателям уникальную возможность узнать из первых уст, что на самом деле жители «ДНР» думают о ситуации в непризнанной республике, а также об их отношении к России и Украине.
– Шесть лет назад, когда только начиналась вся эта история, какие были настроения в Донецке? У нас-то по телевизору преподносили как единый порыв местных жителей уйти от Украины, но интересно мнение изнутри.
– На самом деле порыв был, не до конца единый – «бизнес», «элита», большая часть представителей власти не приняли эту игру почти сразу, в остальном подавляющее рабочее большинство, окормляемое пивом и телевизором поддерживали эту идею. Референдум проходил в едином порыве, такой явки не видел уже много лет – еле передвигая ноги, плелись даже одинокие бабушки на костылях.
– По вашим личным ощущениям, у людей было желание войти в состав России?
– Да, желание было, но зиждилось оно на памяти народа о Большой Счастливой Стране – Советском Союзе образца 70-80-х. Мало кто представлял для себя реалии Российской Федерации. Тут местные бизнесмены среагировали верно сразу, потому как знали, что их ждёт, имея опыт работы в РФ или с РФ, — в Украине всё было проще и не так зарегулировано. Как верно выразился мой давний московский товарищ: «У вас был воровской режим, теперь к вам пришел режим сучий», детали поймут люди из 90-х.
– На мой взгляд, сегодня уже очевидно, что Россия фактически кинула жителей (это моё субъективное мнение, но я вот так считаю) Донецка и Луганска. Какое отношение сейчас к России и Путину? Ведь наверняка кто-то ожидал, что будет история, как с Крымом.
– Да, знаете, остались еще Свидетели Хитрого Плана Путина и даже шестилетняя скачка в бездну неопределённости без наличия положительных перспектив не сбила их с этого настроя. А так, конечно, большинство побывало в самой РФ, познакомившись с Россией Путина изнутри и поимев возможность сравнить её с Россией телевизионной и просто, не двусложно, по-шахтёрски, выражает своё отношение ко всему произошедшему и происходящему.
Читайте также: Бывшая пленная "ДНР" Валентина Бучок: "Для меня зло – это вся Россия"
Мои иллюзии по этому поводу начали рассеиваться после остановки ополчения за Мариуполем и подписания первого Минского Соглашения, а окончательно все воздушные замки рухнули после подписания второго Минского Сговора, когда в очередной раз наступление ополчения было остановлено на пике успешной атаки, после, имея массу свободного времени в связи с отсутствием работы, погрузившись в дебри интернета, слушая отзывы «понауехавших», узнал что такое РФ в реальности, тогда и сложилось до сих пор не изменившееся мнение, которое лишь подтверждается ежедневным чтением новостей.
Сегодня большинство успокаивает себя новостями о Плохой Украине – для них это какая-то отдушина, позволяющая хоть немного убедить себя в верности выбора. Но многие за это время побывали в Украине и убедились, что не так страшен черт, как его рисуют в СМИ, но СБУ конечно вносит свой вклад в дело разделения народа, пытаясь вербовать наших граждан на границе, либо промывая мозги, вытягивая последние нервы за «работу на оккупационную власть».
– Возможно ли, на ваш взгляд, сегодня возвращение непризнанных республик в состав Украины? И как вообще относятся к правительству в Киеве?
– Сегодня на Киев смотрят, как на балаган, как и до войны, резкого неприятия Зеленского у многих нет, так как он не успел запятнать себя кровью наших земляков, в отличие от Петра Порошенко. Возврат вполне может состояться по той простой причине, что жизнь в условиях недовойны, полной неопределённости в стремительно разоряющемся, достаточно богатом некогда регионе не приносит ничего позитивного, и предложи сегодня Донбассу Украину образца 2013 года, так на референдуме была бы такая же явка, как и в 2014-м.
– Как обстоят дела с работой? Сильно ли просели доходы у людей? И каков уровень цен в соотношении с доходами?
– Доходы просели очень сильно. И рабочий класс – металлурги, шахтеры – и бизнес в Донецке очень хорошо зарабатывали. Если средний доход для работающего большинства был в районе тысячи долларов до войны, то сегодня подавляющее большинство не дотягивает до 500 долларов ежемесячного заработка, более того, половина из этого числа довольствуется зарплатой уровня главного специалиста госорганов – 19000 рублей чистыми. Учителя, врачи со всеми дополнительными часами вторыми ставками также до 20000 рублей дотягивают в очень редких случаях.
– Много ли людей среди ваших знакомых уехали из Донецка? И интересно, если уезжают, то куда? В Россию или Украину?
– Очень много. Люди, имевшие свой бизнес, уехали почти все, частично уехали и продолжают уезжать врачи, учителя. Бизнес, опробовав себя в РФ, почти весь перебрался в Украину и там окопался на достаточно нормальном уровне. Наемные работники – 50/50 Россия/Украина. Есть те, у кого кто-то один колесит по заработкам, привозя деньги в семью, живущую здесь. Недвижимость – это основной якорь, который держит людей на Донбассе, потому как средние заработные платы «где-то там» минус затраты на аренду жилья равны условной двадцатке здесь, с проживанием в своём доме.
– Какие варианты у сегодняшней молодежи? По сути, они оказались заложниками политики. На мой взгляд, перспективы жизни в Донецке весьма туманны. Стремится ли массово молодежь уехать из города и если да, то куда? В какие ВУЗы предпочитает поступать? Насколько я знаю, существуют какие-то льготы для местных при поступлении в ВУЗы России. Пользуется ли этим кто-то из ваших знакомых?
– Практически отсутствуют перспективы у молодёжи, ну разве только они имеют ждущее их кресло в силовых структурах или Министерстве доходов и сборов – только эти ребята тут у нас еще странным образом имеют деньги и возможности покупки машины и даже целого ужина в кафе на бульваре Пушкина (черный юмор). А так перспектив никаких, потому как это абсолютно депрессивный регион с отваливающейся мраморной плиткой на закрытых или переоборудованных под продуктовые магазины или кофейни бутиках. Молодежь мечтает о лучшей жизни, как житель захудалого села о городе.
Высшее образование стремятся получить в вузах, выдающих дипломы российского образца или предоставляющих возможность дообучения в Ростове с целью получения нормального диплома признанного государства, а не красивой бумажки с массой букв на кириллице. Сегодня их у нас три или четыре – это медицинский и строительный университеты и бывший Донецкий Национальный Университет (не на всех факультетах) и также Донецкий Национальный Технический Университет по ряду специальностей, не владею информацией в полном объеме.
Читайте также: Житель "ЛНР" рассказал, как в "республике" за шесть лет обвалились цены на квартиры
Про льготы при поступлении в российские вузы слышал только из телевизора, знакомых, воспользовавшихся подобной услугой, к сожалению нет.
– Сегодня в наших новостях Донецк мелькает не так часто, как 5-6 лет назад. Его выместила другая картинка. Меж тем, насколько я понимаю, боевые действия не окончены. Какова вероятность сегодня попасть под обстрел на окраине города?
– Громыхают постоянно, несмотря на многочисленные хлебные/учебные/танцевальные/в честь фестиваля сбора лепестков сирени перемирия. Неофициальные данные о гибели ребят в окопах слышим еженедельно, а иногда и ежедневно. Страдают и мирные, но их на передовой почти не осталось. Плюсуют и минусуют (исходящие и входящие залпы/взрывы. – Авт.) без возможности передать пальму первенства одной из сторон. Вот последнее августовское перемирие почти тихо проходит, в Донецке слышал только пулемёты и зенитки, но в Безыменном (берег Азовского моря. – Авт.) были полноценные артиллерийские залпы неделю назад. О вероятности попадания под обстрел тяжело сказать, солдаты попадают регулярно, «мирняк» уже дрессированный и сразу бежит в подвалы.
– По вашим оценкам, кто составляет костяк армии «ДНР»? Это местные жители или же хватает и пришлых?
- Сегодня это наши безработные в большинстве: семь тысяч за уборку обочин или подрезку деревьев в зеленстрое – это меньше, чем 15 тысяч за контракт рядового в Народной Милиции. Пришлые идейные давно ушли, поняв, как Мозговой, в какую яйцерезку попали. Пришлые профессиональные уехали на более выгодные контракты в Сирию, туда же поуезжали и наши, получившие опыт боевых действий. Кадровых российских военных видел единожды в магазине у дома, они выгодно отличались от наших, одетых в стиле Попандополо, выправкой, бритыми затылками, влитыми беретами и хорошо посаженной формой – и покупали они чай и конфеты, их было двое. Были еще представители Кавказа в камуфляже, пьющие утром кофе у кофейного киоска на перекрёстке в количестве 10-15 человек, помелькали пару недель и исчезли. Об остальном не знаю, так как сам представитель мирной профессии и мало с военными пересекающейся, мы приходим туда, где военные уже побывали для того, чтобы всё исправить.
– Любопытна оценка деятельности Захара Прилепина. Он очень много рассуждал про Донецк и Луганск. А как относятся местные к нему?
– У меня к нему резко негативное отношение – человек пиарящийся на бедах народа мало меня привлекает. Про местных не скажу, знаю нескольких человек, которым он симпатичен.
– Не менее интересно, как относились местные жители к Захарченко?
– Положительно в большинстве своём, если говорим о простом народе. «Выходец из народа», «народный герой», «свой пацан», «наш, донецкий», ну и в сравнении с Пушилиным он до сих пор в выигрышной позиции. Да и в решении вопросов простых смертных, обращений тех же ополченцев, он был далёк от бюрократических кругов – люди реально получали необходимую помощь.
– Можете рассказать что-нибудь о гуманитарной помощи? Доходила ли она реально до простых людей? Потому что опять же существует разная информация. В том числе и такая, что ею чуть ли не торговали в магазинах.
– Была гуманитарная помощь. Сегодня выдают вроде только вынужденным переселенцам и пострадавшим от боевых действий, а также жителям прифронтовых районов. После «национализации» Ринатовских активов и ухода отсюда его гуманитарщиков, выдававших продукты пенсионерам, многодетным и прочим незащищенным слоям, как-то резко исчезла и раздача гуманитарной помощи от России. Здесь важно отметить, что если в Ахметовских наборах все продукты были заводского производства в индивидуальной заводской расфасовке, пусть не всегда самого лучшего качества (эта претензия в основном относилась к куриной тушенке, её не ела даже моя собака), то в центр выдачи «гуманитарки» от РФ нужно было приходить со своими пакетами и бутылкой для масла, где тебе из мешков отвешивали крупы, муку, сахар и наливали подсолнечное масло.
Читайте также: Новости из зоны: Донбасская пустошь
Также вытеснили, по подозрению в работе на «врага», и международные гуманитарные организации, выдававшие не только продукты, а и предметы первой необходимости и даже одежду.
О фактах торговли продуктами из гуманитарной помощи знаю только, что в этом был заподозрен мэр Новоазовска. Других примеров не знаю.
– Как относятся местные к выдаче гражданства России? Действительно ли это важно для людей?
– Да с большим воодушевлением относятся (тут я вновь об основной аудитории сериала «Сваты»), тут же вновь в ходу очередная байка о Хитром Плане, и непросвещенное большинство считает, что наличие россиян на этой территории, после достижения определённой критической массы, станет тем самым рычагом, который поможет Путину смело отколоть наш ледник от туловища Украины и официально приклеить к РФ. Те, кто в сказки не верит и здраво смотрит на вещи, – рады возможности получить нормальные документы для своих детей и себя в случае замены паспорта по возрасту, ну и, конечно, не испытывают никаких иллюзий по поводу того, что этот паспорт как-то защитит их от снарядов ВСУ или добавит еды в холодильник.
– На ваш взгляд простого человека, какой существует выход из ситуации? И как вы видите будущее республик?
– Вариантов на самом деле не много. Один — гнить, как другие непризнанные республики, другой — присоединиться к РФ и окончательно потерять металлургию и угольную промышленность ввиду отсутствия интереса РФ к нашим предприятиям (логистика, разрыв производственных цепочек, конкуренция и прочие объективные причины, озвученные самими россиянами) – тут мы станем очередным Омском на карте РФ с дырами в асфальте посреди центральных улиц, ожидающим дотаций от центра. Ну и последний — вернуться в состав Украины, восстановить кооперационные связи и цепочки в промышленности, полюбить украинский язык, как родной, потерять еще одну часть населения Донбасса в результате бегства от преследований СБУ, надеть вышиванку и жить в Новой Украине, наблюдая, как в твоих детях сеют семена ненависти ко всему русскому.
– Может быть, существует какой-то вопрос, на который вы бы сами хотели ответить, а я не догадался задать? Вот задавайте и пишите ответ.
- Нет вопросов, будем жить, в крайнем случае – нет;) Всего доброго!
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки