The Economist: ЕС придется снять "розовые очки" и увидеть реальную Россию
Когда историк Роберт Конквест работал над новой редакцией своей книги "Большой террор", в которой говорилось о преступлениях Иосифа Сталина, ему сказали переписать название. Книга описывала ужасы СССР во времена, когда закрывание глаз на них еще было распространенным. Однако, к моменту выхода новой редакции открытые архивы оправдали утверждения Конквеста. Его друг писатель Кингсли Амис предложил лаконичное новое название для книги: "Я же вам говорил, долбаные идиоты!".
Если посмотреть на восток Европы сегодня, можно заметить похожие настроения в отношении России, - пишет The Economist, информирует UAINFO.org.
Страны Балтии и Польша предупреждали главного дипломата ЕС Жозеп Борреля, что не стоит ехать в Москву на фоне заключения оппозиционера Алексея Навального. И они были правы. Борреля унизили. Во время пресс-конференции глава МИД РФ Сергей Лавров назвал ЕС "ненадежным партнером" стоя рядом с Бореллем.
Российский дипломат высмеивал европейское лицемерие, напоминая о том, как власти Испании расправилась с каталонскими политиками. Лавров хорошо знал, что испанец Боррель - заядлый противник независимости Каталонии. Дипломат ЕС даже не настаивал на том, чтобы проведать Навального в тюрьме. Пока он был в Москве, в новостях появилась информация, что российское правительство выслало дипломатов Германии, Польши и Швеции за то, что они посетили протесты сторонников Навального. Дипломаты стран Восточной Европы говорили учтивее, чем писатель Амис. Но суть их слов была та же.
Читайте также: Лавров заявил, что Кремль готов к разрыву с Евросоюзом: "Хочешь мира – готовься к войне"
Россия - это самая большая внешнеполитическая проблема, с которой столкнулся ЕС. И это то направление, в котором блок наименее объединен. Если европейские столицы не всегда соглашаются друг с другом относительно того, как вести себя с Китаем или на сколько тесными должны быть связи с США, в отношении России они безнадежно разделены.
Россия может быть потенциальным или даже необходимым союзником, бизнес-возможностью или угрозой для существования. Все зависит от того, кого вы спросите: Париж, Берлин или Варшаву. Внешняя политика ЕС и в хорошие времена запутана, а особенно если речь идет о России.
"Все знают, что большие ребята играют независимо, когда речь идет о чем-то важном", - сказал польский евродепутат и бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. А Россия - одна из тех вещей, которые имеют большое значение.
Миролюбивые подходы основаны на прагматизме, пессимизме и цинизме. Франция связывает свою стретегию с культурой и географией. Россия слишком большая, чтобы на нее давить, и слишком близко, чтобы игнорировать. Париж настаивает на терпении и диалоге - тактике, которая, по словам критиков, означает "не делать ничего". Когда речь идет о России, президент Франции Эммануэль Макрон говорит с точки зрения десятилетий и сомневается, что жесткие действия против Кремля принесут пользу. Такие утверждения могут быть мудрыми для политического зануды. Но они менее убедительны, когда звучат из уст единой жесткой силы в ЕС.
В Германии экономика берет верх над геополитикой. Газопровод "Северный поток-2" подрывает более широкую стратегию ЕС, призванную избавиться от зависимости от энергоносителей из России. Однако, немецкое правительство все равно поддерживает его строительство. Тот факт, что бывший немецкий канцлер Герхард Шредер возглавляет всю схему, лишь усугубляет ситуацию.
Канцлер Ангела Меркель удивила критиков, когда добилась введения и сохранения санкций против России за военную агрессию против Украины. Однако ее политическая карьера скоро закончится. Новый лидер партии ХДС Армин Лашет занимает более миролюбивую позицию. Даже прямые атаки, такие как российские хакерские проникновения в системы Бундестага в 2015 году, не изменили немецкие взгляды. К сожалению для группы "ястребов" ЕС на востоке, Франция и Германия - не едины в своем мягком отношении к России. Испания и Италия не менее ласковы, когда речь идет о Кремле.
Читайте также: Россияне сами виноваты, что так ничего и не поняли – Казарин
Каждый из этих подходов объединяет утверждение, что ЕС не может ничего сделать с Россией. Но ЕС забывает о своей силе. Ведь это блок с 450 миллионами жителей и ВВП, который в 9 раз больше, чем у России. Российская экономика немножко больше, чем испанская, и меньше итальянской. Вместе страны ЕС тратят в три раза больше на оборону, чем Москва. Только Франция и Германия вместе тратят на две трети больше. Но когда речь идет о России, Евросоюз ведет себя, как нищий.
о, чего в Москве не хватает в реальных средствах, она компенсирует мотивацией: от Сахеля до Беларуси она выступает в роли заядлого тролля, создавая бесконечные проблемы для Европы. У европейских правительств есть инструменты, чтобы вести более жесткую политику в отношении России: от санкций против окружения Владимира Путина до отказа от "Северного потока-2". Им не хватает только желания применить эти инструменты. Во время одного спора бельгийский евродепутат Ассита Канко спросил Борреля: "Где же яйца ЕС?".
Когда голуби мира плачут
Пресловутая поездка Борреля в Москву стала апогеем, после которого российский гангстеризм больше невозможно игнорировать. До недавнего времени можно было утверждать, что Москва открыта к конструктивным отношениям с Европой. Но теперь это не так. Санкции требуют анонимной поддержки всех правительств. И это не простая задача, даже несмотря на то, что новое законодательство ЕС облегчает процесс наказания нарушителей прав человека. Но такие меры более вероятны благодаря последним поступкам России.
"Россия обычно сама себе худший враг", - сказал неназванный чиновник из восточноевропейской страны.
Читайте также: Публичная порка Борреля обернулась позором России – Портников
Это понимание связывает крылья "голубям мира" в Европе. Их видение лучших отношений с Россией предполагает совместную работу над проблемами вроде климатических изменений. И это привлекательное видение. В таком мире Россия могла бы быть порядочным членом G8. Но, к сожалению, такая Россия просто не существует. Зато европейским государствам приходится иметь дело с правительством, которое пытается убить своих оппонентов, развязывает войны против соседей и устраивает кибератаки. Речь идет о стране, которая избрала конфронтацию вместо партнерства. И ЕС - как национальным столицам, так и институтам блока - пора это признать.
Реальная Россия ближе к той, которую описывают восточные страны ЕС, чем к приятному образу, который придумали западные.
"Никто не может заставить Макрона отказаться от надежды, что Россия станет, в конце концов, партнером. Так же никто не может заставить политиков Германии смириться с кратковременным экономическим ударом ради геополитической победы. Но они не могут говорить, что их никто не предупреждал", - говорится в статье.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки