"Северный поток-2" заставил Украину думать не о газе, а о войне – Bloomberg
Критики газопровода «Северный поток-2» давно считали этот проект угрозой для экономики и безопасности Украины. Но в течение времени, которое понадобилось для завершения строительства газопровода, риски изменились, пишет Bloomberg, сообщает ZN.UA, информирует UAINFO.org.
Газопровод протяженностью 1 200 км от России до Германии вызвал споры, поскольку проект может позволить российской компании «Газпром» поставлять газ в Европу в обход Украины. Это рискует оставить бездействующей большую транзитную сеть, которая в прошлом обеспечивала Киев миллиардами долларов бюджетных поступлений и защищала от энергетического шантажа Москвы.
Однако зависимость Украины от российского газа резко упала с начала проекта «Северный поток-2» более десяти лет назад. Это ограничивает рычаги влияния против Киева, на которые рассчитывал Кремль.
Украина, которая в 2008 году поставляла 66 млрд кубометров газа (это, например, больше, чем Франция с более широкой экономикой), использовала только 31 млрд кубометров в 2020 году. Доля газа, которую Киев покупает непосредственно у России, упала.
«С точки зрения энергетической безопасности, угроза меньше», - сказал председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко.
Читайте также: Песков, Мишустин, Соловьев, Симоньян, Абрамович: в конгрессе США одобрили новые санкции против граждан РФ и Северного потока-2
Однако это не успокаивает тревогу Киева относительно «Северного потока-2». Политики обвиняют правительство президента РФ Владимира Путина в том, что он уменьшает поставки газа на европейские рынки на фоне роста цен, чтобы давить на регуляторные органы ЕС. Он пытается получить одобрение работы нового газопровода. Москва же отвергает обвинения в манипуляциях.
Большее беспокойство, считает Витренко, вызывают договоренности Германии и США по газопроводу, поскольку это заставило Украину сомневаться в том, что Запад действительно поддерживает Киев. До соглашения с Германией США более активно противостояли «Северному потоку-2».
«Это увеличивает риск полномасштабной войны, если политическая ситуация дестабилизируется, поскольку антизападные силы будут использовать газопровод для собственного пиара», - добавил Витренко.
Однако появился небольшой проблеск надежды. На этой неделе Палата представителей Конгресса США приняла поправку, которая фактически снова ввела санкции против людей и компаний, участвующих в проекте «Северный поток-2».
Между тем возможность полноценной войны между Киевом и Москвой остается: в этом году Россия мобилизовала более ста тысяч военнослужащих вблизи Украины. Поскольку сейчас строительство «Северного потока-2» завершено, непосредственный риск для безопасности растет.
Читайте также: Евродепутат о запуске "СП-2": России рано кричать "Ура", газопровод может превратиться в "инвестиционную руину"
«Кремль скажет: "Посмотрите, мы готовы транспортировать газ через Украину, но украинская транзитная система имеет технические проблемы. Давайте запустим NS2 без сертификации, чтобы европейские потребители не пострадали". Этот козырь не был доступен до завершения строительства «Северного-потока-2», - сказал генеральный директор ООО «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон.
В среду немецкий регулятор допустил польскую государственную нефтегазовую компанию PGNiG в процесс сертификации, которую она пообещала заблокировать. PGNiG утверждает, что «Северный поток-2» не соответствует требованиям ЕС по сертификации. «Газпром», в свою очередь, заявил, что «Северный поток-2» соответствует всем нормам.
Россия отрицает намерения относительно более широкого вторжения в Украину, или то, что «Северный поток-2» имеет политические цели. Кремль называет трубопровод чисто коммерческим проектом. «Газпром» говорит, что дополнительные транзитные мощности в 55 млрд кубометров в год укрепят энергетическую безопасность Европы, помогая удовлетворить растущий спрос.
Снижение уровня потребления и переход на поставки из Европы уменьшили зависимость Украины от российского газа. По словам старшего научного сотрудника Оксфордского института энергетических исследований Саймона Пирани, это «чрезвычайная победа».
«Они сократили свою зависимость, и единственное, что Киев получает сейчас, - это транзитные сборы», - отмечает Пирани.
Теперь «Газпром» должен сохранять коммерческий интерес в поддержке украинской транзитной сети для обеспечения резервного снабжения в периоды пикового спроса после окончания текущего контракта, считает Пирани.
Путин сделал уменьшение зависимости России от Украины для транспортировки газа в Европу приоритетом в течение своего пребывания у власти, а «Северный поток-2» - лишь один из нескольких новых трубопроводов, пересекающих Балтийское и Черное моря. Украинская система, которая когда-то переправляла 120 млрд кубометров газа в Европу ежегодно, транспортировала всего около 56 млрд кубометров в прошлом году.
Транзитные сборы пока покрывают лишь один миллиард долларов расходов на содержание и эксплуатацию сети. Поскольку Пирани прогнозирует объемы транзита между 20 млрд кубометров и нулем после 2024 года, транзитные сборы могут значительно сократиться. США и Германия тем временем обещают поддерживать энергетическую безопасность Украины.
Читайте также: Газовый шантаж Россией Европы начался: "зверь с Востока" лютует
Стратегический переход Украины к европейским поставщикам затратный на фоне роста цен. По данным Нафтогаза, Украина в первой половине сентября платила в среднем 520 евро (610 долларов) за 1000 м3 газа, тогда как в январе эти расходы составляли 202 доллара.
Для транзитной системы Украины растут риски. Хотя Киев сейчас покупает газ у Европы, большая часть поставок все еще поступает из России. Однако угроза так называемых «газовых войн», которые были в 2006 и 2009 годах, когда «Газпром» прекратил поставки газа в Украину во время политических и ценовых споров, менее вероятна, но ее тоже нельзя исключать.
Наибольшая проблема может возникнуть, если «Газпром» будет поддерживать минимальный поток транзитного газа, фактически используя Украину как поворотного поставщика транзитных мощностей. По словам Витренко, небольшие объемы поставок будут создавать технические проблемы для системы, предназначенной для транспортировки до 146 млрд кубометров газа в год.
«Если бы «Газпром» полностью прекратил транзит, нам было бы на самом деле легче», - считает Витренко.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки