От Самайна к Хэллоуину: как кельтский фестиваль превратился в атрибут поп-культуры
Несмотря на долгую историю, уходящую вглубь веков, родиной Хэллоуина нужно признать США. Именно оттуда пришли в Европу современные традиции Хэллоуина: светильники из тыквы, ряженые дети на пороге, костюмы привидений и Бэтмена, пишет Вокруг света, информиурет UAINFO.org.
Самайн – кельтский Новый Год, который праздновался в день окончания сбора урожая. Это было логично: завершался годовой цикл и начинался новый, и начинался он с зимы, которую нужно было пережить, с трудного рождения и вхождения в мир. Празднование Самайна начиналось вечером, на закате – это символизировало и окончание трудового дня, и окончание земного цикла, подведение итогов и общение с духами предков и умерших любимых людей.
Но, помимо доброжелательных духов, имелись и недоброжелательные. И, чтобы сбить злых духов с толку, люди носили маски и необычные костюмы.
Самайн – очень древний праздник. По некоторым археологическим свидетельствам ему не менее пяти тысяч лет. Но, скорее всего, он гораздо древнее.
Изначально это был фестиваль продолжительностью в три дня, разделявший пополам период между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием. Кельтские жрецы — друиды — отслеживали астрономические события и времена года и, используя собранную информацию, вели календарь, определяя дату праздника.
Первые письменные упоминания о Самайне относятся к раннему Средневековью. Уже в те годы праздник отмечали 31 октября. Вероятно, выбор даты совпал с вводом Григорианского календаря.
Перед Самайном древние кельты убирали и складывали в амбары последний в году урожай, забивали скот на мясо, заготавливали топливо, готовясь к самому тяжелому времени года и, по мере того, как жизнь покидала землю, обращали свои мысли к природе смерти.
Читайте также: Стівен Кінг порадив кращий фільм, книгу та серіал для Геловіну
Они чувствовали, что открываются двери в потусторонний мир: их умершие предки были теперь очень близко, как и другие духи, способные, при желании, испортить жизнь любому человеку.
Дрова и еду для праздника собирали по всей общине. При обходе соседских домов люди надевали маски, наносили на лицо краску и пользовались другими способами маскировки, чтобы обмануть темных духов, подстерегающих поблизости.
Перед тем как зажечь главный праздничный костер, очаги во всех домах гасили. Главный костер складывали из древесины девяти священных деревьев и разжигали при помощи трения; по окончании праздника каждый брал горящую ветку или тлеющие угли из костра Самайна и приносил домой, чтобы разжечь огонь в своем очаге, и, таким образом, объединиться с общиной огнем из общего костра.
Несмотря на поминание умерших, Самайн все же был веселым праздником. Кельты не считали смерть злом: напротив, для них она была частью жизни, а пиршество выражало радость от осеннего изобилия. Также этот праздник символизировал окончание забот и трудов уходящего года: урожай убран, долги розданы, и можно расслабиться и повеселиться перед новым циклом борьбы за выживание.
Также во время Самайна устраивали гадания – ведь духи в это время были рядом, и могли подсказать, каким будет будущее: что ждет спрашивающего суровой зимой и насколько изобильным будет следующий год.
Был ли Хэллоуин в Древнем Риме?
Древние римляне чествовали мертвых в другое время года: 9, 11 и 13 мая. Эти праздники назывались «лемуриями». Римляне верили, что в эти дни мертвые — призраки умерших и темные духи, которых называли лемурами, могли бродить по земле среди живых. Злыми духами считались души умерших, не похороненных в соответствии с римскими традициями. По традиции, глава семьи прогонял из дома мстительных существ, предлагая им в качестве угощения черную фасоль и ударяя с громким звуком друг об друга бронзовые горшки.
Лемурии были лишены оттенка радости, присущего Самайну.
Кстати, у кельтов был праздник Белтейн, расположенный в астрономическом календаре с противоположной стороны от Самайна, в начале мая, между весенним равноденствием и летним солнцестоянием. Считалось, что в Белтейн тоже открываются границы мира духов. Белтейн находился очень близко к тем датам, в которые римляне отмечали лемурии. Возможно, это всего лишь совпадение, а, возможно, наследие более древних общих верований.
Христианство и Хэллоуин
В 609 году папа Бонифаций IV вел активную миссионерскую деятельность по обращению римских язычников в христианство. Он понимал, что сохранить существующие народные традиции, подогнав их под христианские каноны, будет намного проще, чем заставить людей отказаться от привычных праздников. Впоследствии «метод Бонифация» с большим успехом использовался для христианизации язычников Европы.
Бонифаций IV освятил римский Пантеон — языческий храм — как базилику Девы Марии и христианских мучеников, и выбрал для освящения 13 мая — последний день лемурий. Вскоре лемурии назвали Днем всех святых. Теперь, вместо того чтобы беспокоиться о духах умерших, блуждающих по земле, новообращенные христиане, следуя указаниям церкви, должны были почитать мертвых мучеников — христианских святых.
Читайте также: Как празднуют Хэллоуин в разных странах мира
На Британских островах в Средние века христианская церковь вела борьбу с язычеством с переменным успехом. С одной стороны, священники обращали людей в христианство, убеждая местное население в том, что их природные божества на самом деле злые. С другой, новообращенные христиане массово продолжали отмечать Самайн, к большому огорчению церкви. И тогда папа Григорий III, понимая, что от старых привычек избавиться трудно, решил перенести День всех святых с 13 мая на 1 ноября.
Происхождение слова Хэллоуин
«Hallow» на староанглийском означает «святой» (а в современном языке это слово употребляется как глагол «канонизировать, возвести в лик святых»). Mass — месса. Праздник 1 ноября назвали Собор всех святых или Hallowmas. День перед ним, 31 октября, стали праздновать как канун Дня всех святых, или Hallow Eve. Eve — «вечер» на староанглийском (например, канун Рождества называется по-английски Christmas Eve). Со временем название сократилось до Hallowen. «Хеллоуин». Это название мы используем и сейчас.
Появление Дня всех святых и Дня поминовения усопших в западной христианской культуре в конечном итоге было принято большинством, но некоторые из старинных культурных традиций в различных формах сохранились до сих пор. День поминовения усопших был назначен на 2 ноября и стал считаться днем поминовения умерших христианских душ.
Бедняки и детвора практиковали так называемое «вознесение молитв» в День поминовения усопших. Они ходили по домам и в обмен на печенье, приправленное специями и сухофруктами, возносили молитвы за умерших. Печенье было украшено симметричным крестом и называлось «печеньем душ». Иногда дети и нищие читали стихи, выпрашивая «чего-нибудь сладкого» в обмен на молитвы.
Традиции Хэллоуина: светильник из тыквы
В староанглийском фольклоре существовал персонаж по имени Скряга Джек, который не смог попасть ни в рай, ни в ад и был обречен вечно ходить по земле с фонарем, вырезанным из репы. В Ирландии и Шотландии люди выдалбливали репу или большую свеклу и вырезали на ней лицо. Внутрь вставляли свечу и ставили такой фонарь возле ворот и дверей – ради шутки, или чтобы напугать навязчивых попрошаек. Эти светильники и стали прообразом фонарей из тыквы, jack-o’-lantern, которые со временем превратились в символ Хэллоуина. Тыква была американским нововведением — в Новом Свете первые переселенцы использовали тыкву для фонарей, так как тыква родом из Америки и была доступнее, чем репа.
Фонари из репы и кормовой свеклы до сих пор вырезают в некоторых районах Ирландии, Шотландии, Германии и Швеции.
Помимо фонариков в честь Скряги Джека, типично языческий обычай переодевания (маскарад) тоже оказался очень живучим и проник в христианские традиции празднования Дня поминовения усопших. С фонарями в руках компании в маскарадных костюмах исполняли короткие пьесы, часто — злободневного политического содержания. Взамен жители угощали их едой или одаривали деньгами за устроенное веселье.
Тем временем, влияние католической церкви росло, и 31 октября 1517 года Хэллоуин снова стал для церкви раздражающим фактором. Католический монах Мартин Лютер выбрал этот день, чтобы прибить список своих претензий к церкви на двери Виттенбергской капеллы в Германии. Это положило начало протестантской Реформации. Лютер выбрал этот день, потому, что знал: многие люди придут в церковь на следующий день, в День всех святых, чтобы поклониться коллекции реликвий и мощей в часовне, и увидят его воззвание, вывешенное в ночь на Хэллоуин.
Читайте также: Страшно вкусный Хэллоуин: пять необычных рецептов для тематической вечеринки
После Реформации у Дня всех святых резко уменьшилось количество поклонников: протестанты не верили в святых. Хэллоуин выпал из церковных праздников, вернувшись обратно, к языческим корням. Однако традиция отмечать Хэллоуин сохранилась и в некоторых протестантских семьях. А менее чем через 100 лет праздник вновь стал набирать популярность в связи с событиями, произошедшими 5 ноября 1605 года.
Гай Фокс и Пороховой заговор
Именно в этот день, 5 ноября 1605 года, драма протестантской Реформации достигла апогея: был арестован Гай (Гвидо) Фокс. Фокс, английский дворянин-католик, был одним из ключевых участников заговора против короля Якова I, с целью его убийства и возведения на престол католического монарха. Заговор, среди прочего, предполагал пороховой взрыв Вестминстерского дворца, где проходили заседания Палаты Лордов. Фокс должен был поджечь фитиль, когда Палата соберется на очередное заседание, и быстро удалиться. Но анонимное письмо побудило власти обыскать Вестминстерский дворец рано утром 5 ноября. Нашли и порох, и самого Фокса. Фокс под пытками выдал остальных участников заговора, которые также были задержаны и приговорены к смертной казни через повешение, потрошение и четвертование.
5 ноября в Англии стали праздновать Ночь Гая Фокса, первоначально посвященную чудесному спасению Палаты лордов и короля. Чучела Гая Фокса сжигали на кострах, а группы молодых людей в масках Гая Фокса бродили по городу, совершая акты вандализма и катая по улицам горящие бочки. Позднее традиции Хэллоуина объединили разведение костров, попрошайничество и шалости.
Как празднуют Хэллоуин в США
Первые переселенцы из Англии в Новый свет были пуританами и не праздновали Хэллоуин. Но в южных штатах большинство населения оказались католиками или англиканами (последователями англиканской веры, которая содержит некоторые заимствования из католицизма и в целом очень терпима). В ночь на Хэллоуин там устраивали пышные и веселые «игровые вечеринки» с угощениями, рассказыванием историй о привидениях, магии и сверхъестественном, а также гаданием
В 1840-м годам картофельный неурожай увеличил приток ирландских иммигрантов-католиков в США. Как следствие, Хэллоуин в США стал еще более популярным. Наряду с магической составляющей этого праздника в Америку пришел обычай шутить и разыгрывать друг друга.
К началу XX века по всей территории Америки и Канады Хеллоуин превратился в ночь озорства. В то время главным занятием на этот праздник были розыгрыши: деревья соседей обматывали туалетной бумагой, снимали ворота с петель, на крыши затаскивали стог сена% случались и более жестокие розыгрыши — разыгравшиеся компании молодых людей могли выпустить на улицу чужой скот, опрокинуть трамвай или что-то поджечь. Во времена Великой депрессии такие выходки служили способом «выпустить пар».
В конце концов, городские жители и предприниматели решили, что пора менять ситуацию. Чтобы взять под контроль безудержное хулиганство, во многих городах на Хэллоуин начали проводить «альтернативные» парады с угощениями и подарками для детей, которые приходили в костюмах.
Вошло в обычай открывать двери соседским детям в костюмах и раздавать им угощения; взамен дети пели песенки или рассказывали шутки. В магазинах начали продавать готовые костюмы из гофрированной бумаги и картонные маски, но многие люди предпочитали делать наряд своими руками.
Термин trick-or-treat («сладость или гадость», буквально — «шутка/розыгрыш или угощение») пришел в 1920-х годах из Канады. Его начали использовать как соглашение между хозяевами домов и потенциальными вандалами о защите от шалостей за оплату в виде сладостей.
Во время Второй мировой войны из-за продуктовых ограничений в США Хэллоуин упразднили (а в Британии — тем более). Но с приходом эпохи беби-бума обычай «сладость или гадость» стал невероятно популярным. В 60-е годы традиции переодевания в маскарадные костюмы и обхода соседских домов для сбора угощений возродились и закрепились в американской культуре в том виде, в каком мы знаем их сейчас.
Еще в начале 1950-х некоторые продвинутые кондитерские компании начали рекламировать свою продукцию как лакомство для угощения соседских детей. Также на рынке появились первые шоколадные батончики. Зерновые компании начали производить мини-упаковки сладких злаков, которыми тоже можно было угощать детей.
Читайте также: На Хэллоуин и к ведьме не ходи. Как судили украинских колдуний прошлого
В магазинах начали продавать маскарадные костюмы привидения Каспера, Зорро и ведьм. У этих костюмов было преимущество по сравнению с самодельными нарядами из бумаги — они не загорались, а значит, были безопаснее.
В 70-90-х репутацию Хэллоуина в США несколько подпортили городские мифы о бритвенных лезвиях в яблоках и ядах или наркотиках в конфетах. Хотя эти слухи были выдумкой, люди стали бояться Хэллоуина, не столько из-за его сверхъестественной составляющей, сколько из-за своих соседей, что противоречило духу общности, присущему этому празднику. Из-за опасений по поводу безопасности угощений родители часто проверяли конфеты, выбрасывая все, что было развернуто или выглядело подозрительно.
Кроме того, в 90-х возродились акты вандализма на День всех святых, особенно в Детройте, переживавшем экономический кризис из-за того, что автомобильная промышленность США проиграла в конкурентной борьбе японским автомобилям. Были совершены сотни серьезных поджогов. Примерно тогда же на экраны вышли несколько успешных фильмов ужасов, тематически связанных с Хэллоуином.
Сегодня Хэллоуин — это и крупный бизнес, и большая забава. Костюмам и украшениям для праздника отведены несколько рядов в гипермаркетах. Игрушки-аниматроники — светящиеся, кричащие и двигающиеся фигуры — пришли на смену скелетам из гофрированной бумаги. Люди в США каждый год тратят массу времени и денег на украшение своих дворов и домов, как ради собственного удовольствия, так и для того, чтобы произвести впечатление на ряженых в своем районе.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки