Вещи, которые бросаются в глаза в Канаде, после жизни в Украине
Чуть ли не первое, что бросается в глаза в Канаде (и мне жаль, что не вышло написать об этом раньше, потому что теперь оно уже не так бросается - к хорошему быстро привыкаешь) это, естественно, люди. Точнее, то, что в их поведении отличается от привычного мне поведения незнакомых окружающих. Это трудно уловить и еще труднее описать. Ну, и, конечно, я не знаю точно, почему так происходит, могу догадываться, но не претендую на то, что так оно и есть.
Самое очевидное - улыбки. Ну, те самые, американские. И это неправда, что они пустые и за ними ничего не стоит. За ними стоит очень многое, что и мимо не пробегало за традиционной украинской угрюмостью.
Например, базовая доброжелательность. Прохожие, сотрудники магазинов и всяческих служб, коллеги и врачи, автоматически улыбаясь, сообщают тебе (да, и тебе тоже), что если ты не приложишь особых усилий, они будут считать тебя порядочным, приятным и, в общем, хорошим человеком.
Кроме того, столь широко критикуемая в наших краях американская улыбка сигнализирует о безопасности. С большой долей вероятности тебя не обхамят на ровном месте, не расскажут, что ты не так одет, не туда ставишь сумку, и не так ведешь себя в общественном месте. Улыбка скроет и молчаливое неодобрение, если таковое имеется.
Я не буду утверждать, что все-все тут друг другу помогают, но, снова-таки, базово, человек человеку не волк. Даже чиновник человеку не волк, что было нам особенно странно сразу после приезда, когда мы, в силу необходимости, много их видели. И при этом хорошо помнили еще, во всех красках, как это происходит в Украине. Люди на работе делали для нас явно больше, чем предполагает их работа. Например, когда нам надо было в один день успеть в несколько присутственных мест, те, с кем мы заканчивали разговор, подробно объясняли, как нам доехать до следующего пункта. Иногда выходили и показывали, в какой стороне нужный автобус останавливается (представьте себе такую картину: вы в жеке, оттуда вам еще в сбереассу и в налоговую, например, а паспортистка вам так мило «налоговая переехала, теперь до нее 2 остановки 24 троллейбусом, он останавливается за углом, на проспекте Несбыточных желаний, возле овощного киоска, в налоговую я уже позвонила, сказала, что вы едете, вас там обязательно дождутся, да я еще спросила, я можно ли без справки номер 924/5,которую вы сегодня забыли дома, они сказали, что ее вы сможете отсканировать и отправить по электронной почте как-нибудь потом»). Прослезились? Ну, я вот тоже тут первое время только то и делала.
Кроме общей приветливости, в глаза бросается также то, что люди какие-то другие. Ну, этнически понятно, что другие. Ну, улыбаются еще. Ну... вот не ухватывает глаз поначалу, что ж тут такого особенно другого. То есть эта инаковость чувствуется, но вот что это...
Когда я побродила по кампусу пару раз, я поняла. Практически все (наверняка не все, но по моим ощущениям, очень многие) расслаблены. Свободная мимика, непринужденные позы, на женщинах мало макияжа и прочих каблуков, растрепанные волосы, расстегнутая одежда...
Куча народу сидит на газонах (сидели, пока газоны не скрылись под снегом). Первое время я чувствовала себя как в рекламе Британского совета, ну, в той, где они соблазняют западным образованием. Там всегда студенты сидят на газонах перед большими корпусами и выглядят счастливыми и беззаботными (мне до беззаботности далеко, но я специально выходила на газоны, пока было тепло, оказывается, по ним так приятно ходить... трава мягкая и пружинит слегка, и никто не запрещает).
Мне сложно понять, с чем эта расслабленность связана. Вроде бы, внешних условностей тут немало, жизнь напряженная, работать надо много, часто ради выживания. Но по сравнению с Киевом этот перепад невозможно не заметить. И, вроде бы, ничего такого плохого в киевских общественных местах не происходит. Но вот, попадаешь в другое пространство и понимаешь, как скован, напряжен и внутренне готов ко всякому ты был там, и сколько сил прибавляет возможность не напрягаться здесь. Просто удивительно, как много энергии отнимает эта готовность вскочить и побежать. Готовность, которую мы и не осознаем даже.
Что стоит за этой внешней раскрепощенностью? Ощущение комфорта? Безопасность? Высокий уровень внутренней свободы? Базовое доверие к миру? Наверное, всего понемножку, но я хочу порассуждать о последнем. Мне сейчас кажется, что это если не самое важное, то где-то близко к самому.
Недавно разговор о доверии (точнее, о кризисе доверия в Украине) начали мои уважаемые френды kerbasi и candrika. Я продолжу.
В самый первый день мы должны были подписать контракт на аренду квартиры. Сказать, что нам было нехооошо, значит ничего не сказать. 20 часов перелета, две таможни, джет лег, в вашем адреналине крови не обнаружено... Я читала контракт еще дома, со словарем, и твердо помнила, что туда надо вписать коммунальные услуги (нам обещали, что они входят в общую сумму арендной платы). Когда я сказала об этом, менеджер взяла ручку и на полях вписала «коммунальные услуги включены». Я сказала «а где печать и исправленному верить»? Это совершенно нормальное требование в Украине. Более того, я бы просила, наверное, нотариального заверения и официального бланка. Тут же... менеджер сказала, что она нас, конечно, понимает, но наше недоверие ее обижает.
«Я работаю в этой компании 20 лет. Мою подпись все знают. Если мы сказали, что коммунальные включены, значит они включены. Вам нужно больше доверять людям. Вы привыкнете».
Это не значит, что я теперь все подписываю не глядя. Наоборот, скорее. Однако же...
Здесь нет шкафчиков для сумок в супермаркетах, вы просто идете за покупками с ними. А на выходе вы можете заплатить кассиру, но также можете сами пробить свои покупки в автоматической кассе.
На входе в университет никто не спрашивает студенческий: на кампус в целом, и даже в любой корпус может зайти кто угодно (почему бы и не зайти? Там такая хорошая территория, парк с зайцами фактически, многие бегают).
В библиотеке нет очередей, потому что ты сам забираешь заказанные книжки: вон полки, ищешь свою букву алфавита, в книжках, которые принесли специально для тебя, будет торчать бумажка с фамилией, потом нужно подойти со студенческим к сканеру, карточка - пик, книжки - пик-пик, «большое спасибо, что воспользовались нашими услугами, хотите распечатать отчет, или отправить его вам на почту?». Вам надо сдать книжки? Так вон же дырка в стене специальная, подходи и бросай, с твоего аккаунты мы их сами спишем. (Аааааа! Дорогая вселенная, сделай, пожалуйста, так, чтобы мне никогда-никогда в жизни не нужно было больше в родную библиотеку имени Вернадского, «кто не был, тот будет, кто был, тот не забудет»).
И почему только этим канадцам не приходит в голову, что книжки может взять не тот человек, которому они предназначены? Что коварный студент просто не оформит их на себя? Что книги банально могут украсть? Сколько всего хорошего думают о потенциальных читателях отечественные библиотекари, понимаете вы, приходя в библиотеку канадскую.
Вы купили лекарства в аптеке и хотите отправить чек в страховую компанию, чтобы вам вернули за них деньги? Пожалуйста, аптека распечатает вам чек на принтере. Ни специальных бланков, ни печатей, ни даже подписи. И страховая этот чек возьмет, да.
Вы забыли студенческий билет, но все равно хотите попасть в университетский спортзал? Ну, так и объясните. И вас, что самое интересное, пустят. Вы же не станете врать, что вы студент, в самом деле.
У вас дело в банке, но вы забыли паспорт? Сходить ли вам за ним? Да что вы, мы же вас тут почти каждый день видим, мы вас уже запомнили. Карточка дебетная есть с собой? Ну, вот и славно, по ней мы вас и обслужим.
Прошло всего 4 месяца, а таких примеров у меня уже вагон.
Наверняка многие врут и злоупотребляют доверием. Наверняка на каждом углу камеры, которые, если возникнет подозрение, все покажут. Но превентивно вас не подозревают, понимаете? Даже если у вас экзотическая внешность и английский так себе.
Прямо мне этого пока никто не говорил, но я сама делаю вот какой вывод (здравствуй, капитан Очевидность): человек с чувством собственного достоинства не будет врать ради выгоды в пару долларов. Человек, который уважает сам себя, не станет портить репутацию из-за мелочей вроде украденной из библиотеки книжки или неоплаченной коробки пончиков из супермаркета. Чем выше уровень доверия в обществе, тем легче в нем жить. Всем, а не только тем, кто хочет красть и обманывать.
И под конец одно важное замечание. Не ищите, пожалуйста, в моих текстах раскладки на белое и черное (постоянные читатели, я надеюсь, этого и так не делают, но если вы случайно наткнулись, то тоже воздержитесь). Этот текст про то, что лично мне (!) во многих (не во всех) отношениях значительно комфортнее здесь, чем в Киеве. В этом тексте ничего не сказано о том, что в Украине абсолютно все плохо, а в Канаде абсолютно все хорошо. Более того, здесь нет ни слова о том, что по всем перечисленным пунктам нет лучшего места на земле, чем Канада (наверняка есть, потому что и тут многие говорят о недоверии, разобщенности, сломанных общественных системах и необходимости поиска путей взаимопонимания). Просто вот так я воспринимаю то, что меня окружает. В данный момент. Через год-другой, возможно, я буду смотреть на это совсем иначе.
Эх, мне хотелось про университет продолжить. Но это, в общем, часть того, что я хотела написать об отношениях «студент-преподаватель».
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки