В вопросе разгона Майдана Януковича поставили в тупик - Портников
Будут ли сегодня разгонять Майдан или нет? Действительно ли у власти есть такие планы или же в информационное пространство запускаются слухи, призванные усилить напряженность? Точного ответа на этот вопрос, мы разумеется, не узнаем, пока не увидим сам разгон или отсутствие попыток уничтожения лагеря мирного протеста в центре Киева. Но единственное, о чем я хотел бы попросить тех, кто пытается понять суть событий, – так это не руководствоваться логикой.
Потому что с логической точки зрения все как будто бы ясно: на Майдане не так уж много людей, функционированию властной машины их присутствие особо не мешает, пикеты под особняками самодовольных нуворишей можно пережить, потому что эти пикеты не мешают им и дальше запускать руку в бюджеты России и Украины, надвигаются холода, которые могут только уменьшить количество людей на Майдане. Зачем его разгонять? Его нужно диксредитировать, маргинализировать, выставлять перед Украиной и Западом кучкой маргиналов, выполняющих политический заказ безответственной оппозиции.
Но так может считать одна из групп в окружении Виктора Януковича. Сейчас в принятии решений превалирует другая - убежденная, что вопрос можно решить только силой. И в тех доказательствах, которые сторонники силового решения кладут на стол президента, есть своя логика. Майдан – это место постоянного напряжения в центре столицы, это демонстрация неспособности Януковича контролировать всю территорию своего гигантского поместья, это убежище для людей, преследуемых украинским беззаконием, рядящихся в дырявую тогу закона, это место появления новых и новых гражданских инициатив, которые так не нравятся власти. Не будет Майдана – не будет и Автомайдана, и остатков независимой журналистики, словом – ничего, что мешает Виктору Федоровичу превратить Украину в Беларусь. А значит – Майдан нужно разгонять.
Какая из позиций победит в схватке бульдогов под ковром Межигорья, не знает никто. Но суть проблемы состоит в том, что обе эти позиции совершенно бесперспективны и могут привести лишь к дальнейшему ухудшению ситуации в стране. Потому что Майдан – это действительно лишь точка напряжения. Миллионы людей, которые прошли через эту площадь украинских надежд и хотят перемен, никуда не делись. Да, они могут не понимать, почему сейчас должны находиться на Майдане, да, они могут не приходить в таком количестве на воскресные митинги – но от этого их желание перемен и их неприятие власти, фактически уничтожающей страну, никуда не исчезло.
Как никуда не делась и сама власть, упрямо игнорирующая граждан и не желающая замечать новой реальности – реальности даже не политической, а исторической. И не понимающая, что если Майдан не разгонять – он не маргинализируется, а отстроится, станет центром протестного движения, которое будет набирать обороты по всей стране в самых разных формах. А если разгонять – то он усилится, радикализируется, может стать если не центром, то символом конфронтации общества и власти с непредсказуемыми последствиями. И тот, и другой путь для власти – тупиковый.
Существует ли выход из тупика? Вне всякого сомнения. Он там же, где и был в дни начала мирных протестов. Это настоящий политический диалог, возвращение к Конституции образца 2004 года, формирование коалиционного правительства специалистов, начало немедленных переговоров с ЕС. Теперь я добавил бы к этому совместную ликвидацию последствий первого этапа российской экономической оккупации страны, которая началась после зловещих договоренностей Виктора Януковича и Владимира Путина. Потому что оккупация еще только началась, а большей части первого транша обещанных российских денег уже нет, наполнять бюджет все равно нечем – и Виктору Януковичу с Николаем Азаровым это известно намного лучше, чем мне.
Я прекрасно понимаю, что эти призывы звучат сегодня как заклинания, но без начала такого диалога мы просто обречены на эскалацию с новыми эксцессами и – как это ни страшно прозвучит сегодня – первыми жертвами. Это настолько исторически предопределено, что я пишу этот текст исключительно повинуясь стремлению спасти чью-то жизнь. Это стремление как раз и является тем, чем должна руководствоваться в своих действиях любая ответственная власть – и к сожалению, как раз эта мотивация в логике расчетов власти отсутствует как таковая.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки