Как вернуть в Украину частных инвесторов?
Важнейшая задача сейчас – это восстановление доверия бизнеса к власти. Мировой Банк поставил нам диагноз: кризис доверия инвесторов. Что делать? Вероятнее всего, нужно активно говорить с инвесторами, объяснять им, как мы будем впредь улучшать условия бизнеса для них. Причем не на словах, а конкретно, по пунктам. И эти меры должны вызывать доверие у инвесторов.
Вместе с тем хочу спросить: «Почему наши власти на протяжении последних десяти лет игнорируют призывы экспертов поменять экономический курс»? В самом деле, с удивительным упрямством мы придерживались курса на то, чтобы, так сказать, «проесть деньги» – и всё.
Думаю, и сейчас будет логика такова: быстрее потратить кредитные деньги на различные социальные поддержки и пенсии, а когда деньги закончатся – снова включать эмиссионный печатный станок, раскручивая и без того высокую инфляцию. Эта идея, конечно, довольно известная в кругу экономистов, и ее называют кратко – маргинальная.
Пора всё же этот курс остановить. Пора внедрять курс на улучшение инвестиционного климата, сокращение избыточного участия чиновников в экономике и силового давления на участников рынка. Сейчас важно думать о том, как вернуть в Украину частных инвесторов. Не только иностранных, а и отечественных. Капитал, инвестиции – должны быть мобильными.
И это при том, что, по оценкам экспертов МЦПИ, снижение в сельском хозяйстве в 2014 составит 5%, торговля сократится на 9%, в транспортной сфере будет наблюдаться спад на 5%. Снижение промышленного производства в этом году, согласно прогнозам, может достичь 14%. Экспорт, как предполагается, также сократится на 14%, а импорт – на 18%. Вот такие неутешительные цифры.
Да и гривна сегодня – это не столько производная американского доллара, сколько предвыборная валюта, а поэтому она будет испытывать огромное давление. И нам предстоит ожидать ее дальнейшего ослабления.
Не знаю, возможно, я ошибаюсь, однако, мои знакомые банкиры уверяют меня, что сегодня НБУ рефинансирует коммерческие банки в основном с горизонтом до двух-трех недель. А хочу напомнить, что средний срок проектного финансирования – это три-пять лет. В США – минимум десять лет. О чем это говорит?
Прежде всего, о том, что наша национальная валюта фактически не прогнозируема, тем более на инвестиционном горизонте десяти лет. И что делать? Предлагаю нашим финансовым властям установить хотя бы годичные фининструменты. Извините, господа, но даже месяц – это не серьезно. С такими подходами мы нашу экономику точно не поднимем.
Кроме дешевых и длинных денег нам нужен еще и Стратегический план реиндустриализации экономики Украины. А это значит, что предстоит полностью изменить существующую модель экономического развития страны. И прежде всего, сейчас важно утолить финансовую жажду, увеличив количество денег в экономике. Но так, чтобы это не привело к росту инфляции. И такой способ в мировой практике есть.
Обращусь к опыту Китая. Например, у китайцев соотношение национальной валюты к ВВП страны в разы больше, чем у нас. А почему у нас не так? Да потому, что значительная часть национальной валюты замещена долларами и евро. Давайте заместим их нашей гривной, и не будет такой инфляции. И «заказывать» украинскую экономику будут не иностранные банки, а наши.
Наконец, России, имеющей 3% мирового ВВП, безусловно, очень сложно экономически противостоять США и странам ЕС, у которых суммарно около 60% мирового ВВП. Но когда за нами такая мощная международная поддержка, почему терпим поражения и допускаем одну неудачу за другой? Не пора ли самим изменяться?
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки