Готовы ли Ахметов и Коломойский доплатить за активы?
Системный кризис в Украине заставил нас перейти к краткосрочным методам выживания и стабилизации экономики. Для достижения этой цели и был принят Верховной Радой Украины Закон «О предупреждении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине». И.о. Премьер-министра А.Яценюк честно и мужественно заявил: «Страна находится на грани экономического и финансового банкротства».
Что делать? Видимо, и настала пора, помимо прочего, что-то делать и с наследством нечестной приватизации лихих 90-х. При этом никто не намерен оспаривать, что приватизация была проведена не в рамках действовавшего тогда законодательства и пересматривать де-юре это нельзя, однако вернуться к вопросу о компенсации нас заставляет сегодняшняя жизнь. Но готовы ли наши собственники ФПГ доплатить за активы ради снятия претензий со стороны общества? Как это сделали, например, в Великобритании. И как результат - введя процентный налог на сверхдоход, полученный при приватизации крупных компаний при правительстве М.Тэтчер, британская казна получила около 10 млрд. долларов США.
Мы в Украине сможем провести такую операцию? Ведь сегодня уже всем понятно: приватизация 90-х у нас была проведена самыми неудачными способами и методами. Поэтому сейчас и стоит вопрос о компенсациях. Но каким образом это осуществить? Давайте обсуждать.
Какие есть предложения?
Ряд экспертов советуют ввести своеобразный налог на приватизацию 90-х или приватизационный налог, который должен подправить имидж крупного бизнеса. Но какой должна быть ставка? И какие конкретно поправки в налоговый кодекс надо будет внести? Наконец, как это администрировать? При этом, сторонники налоговой реабилитации уверены: ответы на все эти вопросы можно найти.
Другие эксперты предлагают создать благотворительный фонд, в который добровольно отчислять определенный процент от выручки ранее приватизированных предприятий. Или увеличить отчисления в социальный фонд.
Третьи настаивают на оценочном варианте. А именно - заново оценить стоимость актива и с учетом соответствующей процентной ставки на удешевление капитала выплатить справедливую рыночную стоимость.
Ради справедливости, надо поставить и такой вопрос: что считать богатством и как облагать налогом предметы роскоши? Налог на богатство должен стать общественно признанной платой за отказ от инвестиций в развитие украинской экономики в пользу сверхпотребления и фискальное значение этой меры, скорее всего, будет морально-этическим. Однако, четких параметров, что будет признаваться богатством, пока нет.
Тем не менее, предлагается распространить такой налог не только на физических, но и на юридических лиц. При этом, налог на богатство не должен затронуть средний класс. Тогда кто станет новой жертвой очередных фискальных перемен?
Нужно четко и корректно определить критерии, по которым будет взиматься налог на богатство. Однако споры продолжаются. Одни эксперты и чиновники считают, что привязки к стоимости быть не должно, так как цена объекта - спорный вопрос и будут сложности с администрированием. Поэтому предлагают учитывать только площади и мощности.
Другие предлагают начать с введения налога на недвижимость и имущество, включая земельные участки. А затем уже двигаться по дифференциации этого налога для особой группы таких объектов.
Третьи опасаются: не получится ли так, что издержки на администрирование налога на богатство смогут превысить собираемость. Не эффективнее ли оптимизировать существующую систему налогообложения на транспорт и недвижимость.
Итак, мнений и предложений достаточно. Теперь слово за нашими олигархами.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки