Каха Бендукидзе: «Чем больше законов – тем больше коррупции»
Каха Бендукидзе – один из архитекторов грузинских реформ, радикальный сторонник рыночной экономики. До середины 2004 года владел машиностроительным холдингом в России, но продал его после предложения президента Грузии Михаила Саакашвили переехать в Грузию. До 2009 года Бендукидзе работал там в правительстве. Теперь Бендукидзе - советник президента Украины, член международного экспертного совета при Минэкономразвития. Несмотря на высокую загруженность, он успевает общаться со студентами. Ниже – конспект лекции Кахи Бендукидзе в частной Киевской школе экономики. Полное видео выступления с вопросами и ответами - в конце текста.
О росте экономики
МВФ прогнозирует 7% (ранее сообщалось о прогнозе минус 5%, - ред) падения экономики Украины в этом году. Это очень серьезное падение, и это не самый радикальный сценарий. И рост в следующем году прогнозируется очень небольшой, близко к нулю. Фактически Украина является чемпионом Европы по самому медленному росту экономики в течение последних 20-и лет. Украина прочно удерживает пальму первенства. Надо выбраться из этой западни.
Все при этом понимают, что Украина потенциально имеет перспективу быть богатой европейской страной, но как-то к этому ближе не становится. Какие главные проблемы Украины на мой взгляд? Я слышал много глупостей на этот счет, от экономистов в основном. О том, что это какая-то отсталая производственная база, нет каких-то стимулов для инноваций… ну это все лабуда. Самая главная проблема в Украине - это, конечно, коррупция.
О борьбе с коррупцией
Проблема коррупции не в том, что с каждого с вас, как вам кажется, берут небольшой налог за совершение сделок, что жизнь была бы чуть-чуть веселей, если б не было коррупции. А есть даже такая теория, что коррупция - это хорошо, так как законы бесчеловечные и коррупция помогает с этими законами бороться. Эта идея популярна в бизнес-среде, не только у вас, глобально в развивающихся странах.
Возьмем энергетику. Есть в этой сфере коррупция? Говорят, что есть, говорят, что до сих пор. Говорят, что многие прогрессивные молодые энергичные люди боятся сейчас после Майдана идти работать в те ведомства, которые связаны с энергетикой. Потому что они не уверены, что останутся живы. Значит, там что-то серьезное.
Возьмем любимую народную украинскую игру - газ. Есть Россия, есть Украина. Россия только один раз продавала газ Украине напрямую. Все остальное время находится какой-то посредник.
Иногда посредник нужен. Допустим, вы бизнесмен, что-то производите, захотели продать в Кампучии… Вы в Кампучии были? Не были. Ну, думаете, надо найти кого-то, кто Кампучию знает, найти посредника. Это понятно. Но представить себе трудно, что в Москве не знают, где Украина.
Что там задаются вопросом, нужен ли Украине газ, где бы найти посредника, чтобы это разузнать. А то, может, в Украине не будут российский газ покупать, будут какой-то другой газ покупать все время? Вроде бред. Вы же не верите в это? Я тоже не верю. Значит, с чем имеем дело? С какой-то коррупцией.
О дешевом газе
В чем заинтересована эта газовая коррупционная группа? Чем дешевле будет газ внутри Украины, тем выше спрос. Чем больше спрос, тем больше газа они купят в России, тем больший процент за посредничество возьмут. Потому что если б у вас газ был дорогой, вы бы вообще газ в России не покупали бы. Вы добываете своего газа 21 млрд кубометров с учетом Крыма, без Крыма – 19 млрд. А потребляете вы 53 млрд – это чудовищное количество. Это чуть меньше, чем Германия, которая в десять раз богаче.
Газ в Киеве дешевле, чем газ в Москве. Дешевле, чем в Молдове. Дешевле, чем в Беларуси. Дешевле, чем везде. Дешевле, чем у вас, газ только в Туркмении. Она на большом газовом месторождении находится.
В общем, газовым посредникам выгодно, чтобы у вас был большой спрос на газ. Большой спрос можно создать двумя путями. Либо Украина будет процветать, будет много нефтехимичсеких, газохиимческих и так далее производств. Либо у власти будут находиться люди, которые будут субсидиями и дешевым газом спекулировать, будут пытаться остаться или прийти к власти. И в итоге создавать долгосрочную чудовищную зависимость от импортного газа, читай – от России.
Потери вашей экономики из-за низких цен на газ доходят до 12% ВВП. Коррупция сделала не только каждого из вас беднее, она еще сделала страну зависимой от соседа, который сейчас пытается Новороссию создать, или Крым отторгнуть, или власть поменять, или еще что-то. Вот цена коррупции. Цена коррупции – это суверенитет Украины.
Цена коррупции не то, что я получаю десять тысяч гривен, а из них где-то триста уходит на коррупцию. Цена экзистенциальная: либо Украина существует, либо не существует.
Как бороться с коррупцией
Вопрос борьбы с коррупцией это исключительно вопрос народной воли. Если народ не хочет, чтобы была коррупция, значит, ее не будет. Значит, еще как-то не прижало вас в достаточной степени, чтоб эту коррупцию уничтожить. Когда прижмет? Когда у вас появятся лидеры, которые будут бороться с коррупцией. Когда брать взятки станет неприлично. Когда людям, которые брали взятки, будет неудобно говорить, что они брали. Когда их дети не смогут хвастаться, что у них все хорошо в семье, потому что папа был на хорошей должности. Это очень далекий путь. Мы в Грузии еще не прошли этот путь до конца, хотя какую-то часть этого пути прошли.
Был такой китайский мудрец - Лао-Цзы. Он сказал: «Больше законов - больше бандитов». Можно сказать «Больше законов - больше коррупции». Потому что чем больше вы ограничиваете свободу человека, тем больше у человека возникает желание эту свободу обрести. Любыми способами, в том числе уплатив какую-то взятку.
У вас чудовищно большой госсектор. У вас государство занимается чем только можно. Я утверждаю, что невозможно создание такой полиции, прокуратуры, СБУ, антикоррупционной службы, которые смогли бы уследить за таким чудовищным размером госсектора. Это просто невозможно.
В Грузии мы решили, что надо уничтожить значительную часть государственных служб, ведомств, агентств, комитетов и так далее.
У вас есть комитет по энергоэффективности. Он, может быть, самый безвредный, но и бесполезный. Пока не будет существенно уменьшено количество госагентств, служб, госуслуг так называемых, госрегулирования, до тех пор у вас в принципе не хватит сил, чтоб бороться с коррупцией. Просто физически не хватит.
А у вас же и больницы – госуслуги, и образование – госуслуги, и выдача справок, и паспорта. Зачем вам пожарнадзор? Это не пожарник. Пожарник тушит пожар, а пожарнадзор?
В Советском Союзе были магазины, которые назывались «Мясо». А мяса там не было. Вопрос: в Советском Союзе были магазины мяса? Там были здания с надписью «Мясо», а магазинов, в которых мясо продавали, не было. Если закрыть магазины, на которых написано «Мясо», с продажей мяса что произойдет? Ничего. Если закрыть пожарный надзор, который занимается побором взяток, а к предупреждению пожаров отношения на самом деле не имеет, то с пожарами что произойдет? Правильно.
Санитарный надзор у вас есть? Они от пожнадзора чем отличаются, кроме названия? Если вдруг завтра взять и закрыть пожнадзор, санэпидемнадзор, еще какой-то надзор, то, что произойдет? Правильно.
Да, они потеряют работу. Но если завтра людей, которые в автобусах воруют деньги из карманов пассажиров, посадят в тюрьму, они тоже потеряют работу. А это такие же воры, просто с корочкой «пожарнадзор». У меня дома висит огнетушитель. Меня пожарнадзор не заставлял. Я просто взял, купил и повесил в двух местах.
Когда мы уничтожали антимонопольный комитет в Грузии, мы думали, навредим этим или нет? И все, даже сторонники теории, что вообще нужно антимонопольное регулирование, сказали, нет, мы не можем навредить, потому что они занимаются мелкими поборами. Нельзя убить труп. Труп уже мертвый, его нельзя убить. Если ведомство не делает своего дела и занимается поборами, его надо уничтожить.
О судебной реформе
Сингапур стал самостоятельной страной в 1965 году. Как была устроена судебная система Сингапура? У Сингапура фактически не было Верховного Суда. Верховным Судом Сингапура был Королевский Суд в Лондоне, и так продолжалось лет 20. Чтобы экономика ваша росла, вы должны ежегодно получать хотя бы 10-12 млрд долларов иностранных инвестиций. Сегодня вы получаете около 2 млрд. Как еще 10 млрд привлечь? Мне знакомый говорит: «Представляешь, у меня была гостиница в Киеве. Утром мне звонят, говорят, у вас ее уже нету. Ночью собрался суд и решил, что она не моя».
Понятно, что в таких условиях никаких иностранных инвестиций быть не может. Вам тоже нужна справедливость: у вас будет какой-то спор, имущественный или неимущественный, вам хочется, чтобы был справедливый суд. Это желание каждого нормального человека.
Но эту задачу решать можно долго: постепенно будет формироваться прозрачная, честная система… 40 лет. А инвестиции нужны сейчас, а не через 40 лет. Поэтому какой-то формы частичной потери юридического, судебного суверенитета вам не избежать. Идеальным было бы ваше вступление в Британское Содружество, хотя это не просто. Тогда автоматически Королевский Суд становится вашим Верховным Судом.
PS Данный текст впервые был опубликован в днепропетровском еженедельнике "Левый берег".
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки