Как луганский бизнес выживает в условиях разгула криминала и рэкетирства
Cалон мобильной связи в Луганске. Большая часть стендов без товара. Это вовсе не показатель бешеного спроса. Сотрудники магазина попрятали мобильные телефоны и аксессуары к ним от «непрошенных» гостей. Типичная картинка ведения бизнеса в сегодняшнем Луганске. При малейшем появлении «бойцов ДНР» продавцы начинают закрывать магазины – от греха подальше.
Владелица магазина секонд-хенда Ирина рассказывает, как «ополченцы» регулярно заходили в ее магазин – обновить свой «военный» гардероб. За вещи никто из них конечно же не платил. Когда Ирине надоела эта ситуация, она попросила своих продавцов закрывать магазин и опускать роллеты на витринах при появлении боевиков ЛНР. «Помогло, но нашли новую точку, – раздраженно рассказывает женщина. – С другой стороны, у них весь город под контролем, они могут хоть в бутиках одеваться».
Владелец частной хлебопекарни Олег тоже знает о рэкете на благо революции и будущего ЛНР. «С нас брать нечего особо, бизнес небольшой, а вот оптовые базы «доят» по полной, где от них откупаются, где берут товаром».
Была недавно история с грузом прохладительных напитков под Красным Лучом, рассказывает сотрудница одной из оптовых баз Луганска Лариса. «Остановили фуру «ополченцы», утверждали, что везут отравленную воду в Луганск. Водитель поклялся – возьму любую бутылку и выпью. В итоге с него взяли триста гривен и отпустили».
Из-за таких историй в населенные пункты Луганской области все сложнее организовывать поставки – немногие водители соглашаются ехать через эти блокпосты, особенно после случаев расстрела автомобилей.
«Работать тяжело, главные трудности с доставкой муки, трассы на Новоайдаре из-за боев между силами АТО и сепаратистами перекрыты, а это сразу же сказывается на цене продукции, – рассказывает владелец хлебопекарни.
Большим предприятиям легче, но и там, жалуются, что покупательский спрос падает – работают на зарплату работникам, налоги и коммуналку. Если пройтись по луганским супермаркетам видно, что ассортимент сильно уменьшился.
«Я сама перестала ездить на автомобиле. Боюсь, что бандиты могут отобрать машину. Знаю, что на постах стоит местная шпана и наркоманы, – рассказывает Лариса. – Сейчас, правда, их заменили на более боевого вида людей».
Предпринимателям, чье благосостояние на виду, вообще не позавидуешь. Бизнесмен из Луганской области, попросивший не называть его имя, рассказывает: «Базу ГАИ взломали боевики. Ко всем, у кого зарегистрированы хорошие тачки, приходят и предлагают «поделиться с народом Луганской республики». Сосед смог вывезти машину в Харьков, только выплатив бандитам $5000 отступных».
Владелец одной из СТО Луганска Михаил также жалуется на «особых» клиентов: «Повадились у нас террористы ремонтировать машины – все силой отобраны у мирных граждан. Сначала даже платили за работу.Потом уже начали приезжать вооруженные до зубов люди. После этого пришлось ремонтировать уже бесплатно».
Боевики не представляются какой-либо организацией, зато бравируют оружием, причем не только стрелковым. Иногда их машины под завязку забиты гранатами как ручными, так и для РПГ, рюкзаками с патронами. «Треплются о своих боевых подвигах, как бабки на базаре и по их рассказам понятно, что это «армия Юго-Востока, – рассказывает предприниматель. – Один из боевиков показывал какое-то удостоверение военного комиссариата ЛНР, причем сам из Запорожья, бывший «беркутовец».
Налоговые каникулы
Чтобы хоть немного помочь местному бизнесу в условиях АТО, Луганская торгово-промышленная палата предложила правительству признать нынешние военные условия форс-мажором для предпринимателей и устроить для них налоговые каникулы. От новой власти бизнесмены Донбасса ждут рассрочки налоговых платежей и сборов, а также временную отмену штрафных санкций.
Один из наших собеседников, луганский бизнесмен средней руки, скептически оценивает инициативу Луганской торгово-промышленной палаты. «Те, кому надо работать либо договариваются с боевиками, либо ищут обходные пути. А эти все «особые статусы» – путь ухода крупных корпораций от налогов. Им и так покрывают убытки дотациями из казны. А малый бизнес Донбасса как выживал самостоятельно до войны, так и выживает».
Самое распространенное настроение среди бизнесменов Донбасса – переждать «лихие времена». Бизнесмен Анатолий (Луганск) пишет в Facebook: «Я закрыл точку (сервисный центр), аренду плачу, налоги тоже, снимаю квартиру в Днепропетровске, доходов нет, проедаем то, что скопили до этого».
Мелкие предприниматели закрывают магазины и модули на рынках. «Прибыли ноль, отправил работников в отпуска», – типичный ответ владельцев мелких торговых точек.
Есть и те, кто уезжают из города, но возвращаются. Вячеслав больше десяти лет продает мясо. Спрос на его товар в последние месяцы резко упал. Он переехал с семьей в Киев, но задержаться в столице не получилось. «Пожили здесь на съемной квартире – дорого. В Луганске остались деловые связи, жилье, родня – как все это бросить? Хоть и опасно, но решили вернуться», – рассказывает он. – Рано или поздно порядок наведут, а кушать люди хотят вне зависимости от политических взглядов».
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки