Донбасс – главная экономическая реформа Украины
Чтобы поднять экономику, государству нужны иностранные инвестиции. Но их не будет, пока не закончится война.
Главная экономическая реформа, которая нужна Украине – это стабилизация Донбасса и уничтожение террористических групп, которые там сейчас действуют.
Позитивный эффект от этой реформы наступит немедленно. Других экстренных мер у правительства для спасения экономики не осталось. Из этого списка многое Украина уже выполнила. Кредит от МВФ получен, экономическая сфера в целом стабилизирована – еще в феврале страна была на грани дефолта, сейчас такой угрозы нет. Западные страны смотрят на нас с расположением. Поэтому большинство необходимых реформ – долгоиграющие, их не удастся закончить ни за месяц, ни за полгода.
Сейчас в Киеве находится миссия МВФ, которая занимается вопросом второго транша Украине - $1,5 млрд. Думаю, нам все-таки дадут эти деньги, поскольку ключевые требования Фонда выполнены.
На конец июля таких принципиальных моментов было три: аудит Нафтогаза, стресс-тестирование банковской системы и разработка антикоррупционной концепции. Результаты тестирования банков и антикоррупционная концепция готовы. Что касается Нафтогаза – насколько я знаю, одна из аудиторских компаний уже приступила к его оценке.
Помимо этого, власть уже повысила тарифы на коммунальные услуги – этот пункт тоже входил в список требований МВФ.
Миссия фонда может убедиться, что все идет в соответствии с планом и сроками, оговоренными при выделении кредита, так что повода отказать нам, у нее нет.
Скорее всего, $1,5 млрд, которые получит Украина этим летом, целиком пойдут на усиление золотовалютных резервов. Пик выплат по внешнему долгу уже прошел, и следующий ожидается только в сентябре – государству придется отдать $1,6 млрд по облигациям Нафтогаза. Поэтому летом правительство будет копить валюту, чтобы спокойно погасить этот долг, когда подойдет время.
Интервенций на валютном рынке ждать не стоит – все указывает на то, что власть решила не вмешиваться в ситуацию на межбанке. Тем более в последние несколько дней гривна и сама начала понемногу укрепляться. Думаю, эта тенденция продолжится, ведь помимо денег МВФ в страну зайдет и другое финансирование – транши от Европейского союза и Мирового банка. Эти деньги будут приходить под конкретные проекты, но все же дадут дополнительный приток валюты. Благодаря этому снизятся торговый дефицит и спрос на доллар.
Еще одна причина, по которой власть сосредоточится на наращивании резервов, то, что первые два месяца 2014 года правительство тогда еще во главе с Азаровым, пыталось удержать девальвационную волну с упорством, достойным лучшего применения. Естественно, золотовалютные резервы тратились ускоренными темпами, в том числе и на интервенции. Весной резервы более-менее стабилизировались на уровне $15 млрд, а потом пришел первый транш от МВФ. В июне нам пришлось выплатить немалые суммы по кредитам тому же фонду – но тут уже ничего не поделаешь. Долги надо отдавать.
Тем более сотрудничество с МВФ – крайне важный фактор. Даже международные рейтинговые агентства, которые зимой оценили наше состояние как преддефолтное, сейчас не торопятся понижать наш рейтинг, несмотря на войну в Донбассе. Причина тому – наше сотрудничество с МВФ и то, что фонд после выделения кредита дал понять: если экономическая ситуация в Украине ухудшится, они еще накинут.
Так что мы можем не отвлекаться на второстепенные вопросы. Главное, что нужно сделать – закончить войну. Только тогда можно будет говорить и об инвесторах, и о том, чтобы как-то развиваться. Для подъема экономики Украине позарез нужны иностранные инвестиции. А для того, чтобы их привлечь, нужно, чтобы инвесторы верили в потенциал страны и видели, что там все спокойно.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки