Что делать с Донецком
Донецк должен стать интернациональным городом: не метаться между Москвой и Киевом, а добавить к ним Берлин, Нью-Йорк, Глазго и многие другие
Проект для Донецка родился у меня сразу после разговора с Тарутой, но сейчас, пока идет война, пересказывать его я не считаю правильным, так как он достаточно авантюрный. Я в своем проекте уверен, но звучит он очень нагло. Поэтому ограничусь общими соображениями, а сам проект публиковать пока что поостерегусь.
Как вы знаете, наверно, я в последнее время, как попугай, повторяю везде и всем, что культурные политики крупных городов должны быть разными. Более того – они должны конкурировать друг с другом. Желательно, чтобы они исходили из особенностей этого города. Не обязательно плюсов, можно и из минусов. Ну или того, что обычно считается минусом, а я называю «сложностями».
Первое. Почему Донецк кажется Киеву сложным. Дело в том, что это общество, которое одновременно смотрит в двух направлениях: в сторону Киева и в сторону Москвы. С учетом сегодняшних отношений наших властей – это проблема. Тем не менее, пытаться искусственно отвернуть Донецк от Москвы (в культурном плане) нельзя. Это приговорит русскоязычный город к культурной маргинализации, да еще и усилит политическую напряженность. Но и от противного – путем разрыва с Киевом - действовать тоже не стоит. Донецку надо воспользоваться тем, что Киев вынужден, окончательно прощаясь с СССР, проводить украинскую национальную культурную политику.
Донецк должен стать интернациональным городом. Не выбирать между Москвой и Киевом, а добавить к ним Берлин, Нью-Йорк, Глазго и многие другие. Тем более, что после гуманитарной катастрофы на Востоке европейские культурные фонды и институции с куда большей охотой направят свою активность именно сюда.
Второе. Жители города, как я понимаю, не имеют большого опыта походов в культурные места. Они в большинстве своем люди неискушённые. Но внутри художественного сообщества, совсем по иным причинам, набирает силу движение против институционализации культуры. Многие художники и артисты хотят непосредственного контакта с публикой, без посредничества музеев и театров. Более того, часть из них стремится размыть границы между искусством и социальной практикой. Эти два обстоятельства нужно объединить, но в городах с сильной культурной инфраструктурой это сделать крайне сложно.
Третье. В России становится все более душно – я имею в виду атмосферу для творчества и предпринимательства. В то же время для человека русской культуры эмиграция в иную языковую среду — трагедия. Надо дать шанс и создать условия в Донецке для тех, кого гнобит сегодня российская власть. Вообще за последние сто лет кульбиты российской истории породили множество русских, но антисоветских коммун и сообществ. Русский Нью-Йорк, русский Париж, русский Берлин, русский Лондон – в разное время разные города становились центрами «нашего» зарубежья. Возможно, вскоре наступит время Донецка.
Все это - соображения человека, не жившего там и, по большому счету, не знающего город. То есть к ним не надо строго относиться, критиковать, спорить. Я скорее хочу показать, что успешная культурная политика в Донецке возможна и крайне важна. И еще раз повторю: несмотря на уникальность ситуации в мире существуют кейсы, на которые можно опираться, развивая культурную ситуацию в Донецке. Потерявший 70% населения Берлин, депрессивный, постиндустриальный Глазго, послевоенный Милан, наконец, наш пермский проект.
Но сейчас самым актуальным вопросом является прекращение войны. И я хочу воспользоваться случаем и сказать, что разочарован тем, как Петр Порошенко действует. Я все понимаю, я согласен с большинством оценок ситуации, осуждаю пособничество Путина сепаратистам. Но количество жертв увеличивается, отчуждение накапливается. В плохой ситуации все плохие. Чтобы на Востоке перестали убивать, надо проявить больше настойчивости и изобретательности.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки