«Могильщики» крымских вузов
Симферополь – Два сообщения противоположного содержания сошлись в информационной ленте в один и тот же день с началом учебного года. В бывшем Таврическом национальном университете им. Вернадского, который с началом 2015 года будут превращать в Федеральный университет России, закрылась кафедра крымскотатарской литературы, в то ж время аналогичная кафедра открыта в Киевском национальном университете, в котором, кстати, в начале ХХ века и было провозглашено открытие самого Таврического университета, поскольку Крым в то время был оккупирован немцами. Получается, судьба второй раз связала Таврический и Киевский университеты, но на этот раз не как партнеров, а как оппонентов. И сколько бы ни говорили в Крыму о превосходстве «российских стандартов», многие факторы, а не только два этих события, указывают на то, что с момента аннексии полуострова Россией системы образования в Крыму и в Украине развиваются по векторам, направленным в противоположные стороны.
Если в Украине с принятием нового закона «Об образовании», вступившем в силу 6 сентября 2014 года, как раз в первые дни нового учебного года, система образования стала более прогрессивной и отвечающей мировым стандартам, то в Крыму вопреки всем славословиям и хвастовству оккупантов, школа и вузы претерпевают значительный регресс, фактически вернулись в совковое прошлое, давно отвергнутое в Украине. Закон привел в соответствие мировым стандартам не только структуру всей системы образования, квалификационные уровни специалистов, но и систему ученых званий, сделал систему образования более открытой и демократичной, сам учебно-воспитательный процесс более эффективным. В отличие от крымской системы образования, в которой министр образования России Дмитрий Ливанов ввел практику строгую иерархию и дисциплину, заявив, что отныне крымские педагоги «должны привыкать к тому, что решения и распоряжения министерства и органов власти не обсуждаются», украинский закон ввел в практику большую автономию вузов, особенно это касается научной и исследовательской деятельности. В Украине будет создано Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования, будут усилены антиплагиатные нормы и ответственность за них, предусмотрен новый механизм выборов ректоров с участием, в том числе, и студентов. Для ректоров и деканов и других должностных лиц предусмотрено ограничение пребывания в должности двумя пятилетними сроками. Закон расширил условия для творческой научной и учебной деятельности, снизил нагрузку и повысил уровень зарплаты ученым и преподавателям.
Восточному факультету без малого 100 лет!
Еще в прошлом году ректор ТНУ Николай Багров, отличающийся страстью к перестройкам, попытался избавиться от кафедр турецкого и крымскотатарского языка в университете, он предложил «сосредоточить все структуры по тюркской филологии в одном вузе», явно намекая на закрытие кафедр в ТНУ и переносе их в Крымский инженерно-педагогический университет, который также готовит соответствующих специалистов, но по своим программам. Поднялся громкий скандал, и Багров, как всегда, обвинил во всем журналистов, грубо отчитав прямо перед камерами корреспондента телевидения за «неверную трактовку». Он, якобы предлагал «сосредоточить», а не «закрыть». Тем не менее, 6 преподавателей факультета Багров тогда же уволил. Но сейчас жизнь показала действительные намерения Багрова – на факультете Восточной филологии две кафедры – литератур и языкознания соединили в одну. Декан факультета Айдер Меметов объяснил реорганизацию факультета тем, что теперь мол, уменьшилось количество студентов, и обвинил во всем… Меджлис крымскотатарского народа. Декан при этом умолчал, что уменьшение студентов объясняется нежеланием их учиться в условиях оккупации и пребывать в системе тоталитарного российского образования, а поэтому четверть студентов факультета просто перевелись в университеты континентальной Украины, а некоторые вообще поступили в университеты Турции. Из 150 студентов на факультете осталось всего 81. Кроме всего ими двигал простой здравый смысл – отныне дипломы ТНУ (а тем более некоего «федерального университета»!), как вуза, находящего на незаконно оккупированной территории, не будут признаваться нигде в цивилизованных странах. Будущие востоковеды сочли для себя невозможным учиться в таких условиях, и потому распрощались с погубленным ТНУ. Ведь это и понятно – востоковеды в будущем обязаны проводить исследования и научную работу в странах Востока, а как они смогут это сделать, если не только Турция, арабские страны мира, востоковедческие международные организации, но даже ни Узбекистан, ни Казахстан, ни Туркмения и другие страны мира не будут признавать их дипломы и квалификацию? Поэтому разгромленный факультет оказался самым «жидким» в университете. Если на других факультетах на одного преподавателя приходилось по 11-16 студентов, то здесь только 7. Ссылаясь на это, ректор уволил и еще 3-х преподавателей.
«Убивая» факультет востоковедения Багров и Меметов, можно сказать, подняли руку на святое. История факультета крымскотатарской и восточной филологии начинается в мае 1918 года, когда Ялтинская коллегия профессоров ходатайствовала перед Киевом об открытии факультета восточных языков или турецко-татарского отделения. Однако тогда еще совет Киевского университета св. Владимира признавал затруднительным для себя создание такого факультета или отделения в Крыму, так как подобного отделения не было и в Киеве.
Он предложил ввести преподавание истории мусульманского Востока, татарского и новогреческого языков, местной археологии и краеведения. В мае 1919 года этот план был одобрен, и на Восточном отделении были созданы три группы по тюркско-татарской, армяно-грузинской и арабско-сирийской филологии. Было обязательным изучение 16 дисциплин, в том числе истории культур, искусств и религий Востока, Византии, балканских славян, Крыма, русской и всеобщей истории, а также сравнительного языковедения, новогреческого языка, истории философии и других дисциплин.
Для обеспечения преподавания на восточном отделении считалось необходимым создать 5 новых кафедр: арабской, сирийской и тюркско-татарской филологии, мусульманского законоведения и этнографии Ближнего Востока. Восточное отделение было создано, и просуществовало несколько лет, до того времени, пока большевистская власть Крыма в 1925 году не разогнала Таврический университет и не создала на его месте Крымский пединститут им. Фрунзе. Против этой реформы горячо протестовал тогдашний ректор Владимир Вернадский, из-за чего он покинул университет и был доставлен в Москву под стражей.
На восточном отделении университета в свое время работали такие известные профессора, как Бекир Чобан-заде, В.И.Филоненко, А.М.Лукьяненко, Е.В.Петухов, А.И.Маркевич, Абибулла Одабаш, Асан Ислямов, Алим Фетислямов, Раиме Муллина, Абдульамит Батырмурзаев, Асан-Сабри Айвазов, Исмаил Лёманов, Осман Акчокраклы и другие.
Отделение крымскотатарского языка и литературы вновь было открыто лишь только с возращением крымских татар, в 1990 году на филологическом факультете Симферопольского государственного университета. В 1991-1992 годах около ста студентов вместе с преподавателями были переведены из Ташкентского государственного педагогического института имени Низами, деканом филологического факультета был профессор Евгений Регушевский.
В 1990 году на филологическом факультете создается кафедра крымскотатарского языка и литературы, которая в 1992 году была разделена на две кафедры: кафедру крымскотатарского языка и кафедру крымскотатарской литературы. В 1994 году открылось отделение турецкого языка и литературы, в 1996 году – отделение арабского языка и литературы. В 1998 году кафедру, а позже факультет возглавил профессор Меметов, которого сегодня студенты крымские татары называют «могильщиком» факультета.
Сегодня в ТНУ, руководимым коммунистом Николаем Багровым, опять вернулись большевистские методы управления: Герой Украины и уроженец Херсонской области, выпускник ТНУ Багров «подарил» свою альма-матер стране-оккупанту и планомерно ликвидирует неугодные структуры. Это касается не только кафедры крымскотатарской филологии.
С созданием некоего «федерального университета» будут ликвидированы как самостоятельный вузы бывшие медицинский и аграрный университеты в свое время отпочковавшиеся именно от ТНУ и ставшие вполне самодостаточными и известными на весь мир вузами. В подчинение 76-летнему профессору Багрову, которого уже собирались переизбрать на должность ректора ТНУ, и он сдачей университета просто продлил свое пребывание в должности, будут переданы еще 6 других разнопрофильных вузов и 7 бывших до этого самостоятельными разнородных научных учреждений.
Смысла такой реорганизации никто в Крыму не понимает, а Багров не спешит объяснять, потому что приказ главы правительства России Дмитрия Медведева о создании такой «крымской федералки» есть, но ни концепции ее деятельности, ни реальной структуры, ни реальных научных или образовательных задач пока не существует.
В то же время очевидно, что если приказ не будет отменен или видоизменен, что маловероятно, то в Крыму будут погублены как самостоятельные Национальная академия природоохранного и курортного строительства, Крымский агротехнологический университет, Крымский гуманитарный университет в Ялте, Крымский экономический институт и Крымский институт информационно-полиграфических технологий.
Из научных организаций прекратят свое самостоятельное существование Крымский научный центр, отдел сейсмологии Института геофизики имени С. И. Субботина, Крымский научно-методический центр управления образованием, Крымское отделение института востоковедения имени А. Е. Крымского, головной территориальный научно-исследовательский и проектный институт «КрымНИИпроект», Крымская опытная станция Национального научного центра «Институт экспериментальной и клинической ветеринарной медицины», государственное предприятие «Крымская горно-лесная научно-исследовательская станция».
Что такое федеральные университеты? Ведущие вузы России – ни Московский, ни Санкт-Петербургский университеты не являются федеральными. Все девять федеральных университетов России созданы смешением разнородных вузов и все они периферийные, и ни один из них не является заметным центром науки, ни один не славится достижениями в области инноваций.
Федеральными в России называются университеты во Владивостоке, в Казани, Архангельске, Якутске, Ставрополе, Красноярске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, а также в Калининграде Балтийский университет имени Канта, хотя он не типичный для России и единственный создан не путем слияния, а путем развития собственной базы. Это многопрофильные и трудноуправляемые монстры, ни один из которых не отвечает тому статусу университета, который признается в мире. Багрову кажется, что название «федеральный» придаст бывшему национальному университету Украины, особую помпезность и славу.
«Очевидно, что никакого содержательного смысла в ликвидации нынешних медицинского и аграрного университетов и еще пяти ведущих вузов Крыма нет, – считает один из крымских ученых, просивший не называть его из-за боязни преследования. – Превратить их опять в факультеты, как это было до 1920 года, это значит просто уничтожить их. Это возврат в начало прошлого века. Ради того, чтобы Багров был в Крыму практически единственным ректором?»
Крымские татары могут учиться в Киеве
С нового учебного года крымских татар и других студентов, желающих изучать крымскотатарскую филологию, приютил Киев. 1 сентября в Институте филологии КНУ им. Шевченко состоялось торжественное открытие первой академической группы, состоящей из будущих крымскотатарских филологов.
«Это событие имеет большое практическое значение для нашего народа, – отметил председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, – Мы ожидаем, что через четыре года первые выпускники бакалаврата будут готовы к конкретной работе в крымских условиях. У нас нет никаких сомнений в том, что Крым будет к этому времени освобожден. Для нас радостно, что не только студенты крымские татары в Крыму, но и в Киеве дети других национальностей выбрали крымскотатарский язык, как свою будущую специальность. Мы договорились, что крымские татары всего Киевского национального университета будут опекать эту группу. Я думаю, что тут завяжется очень тесная студенческая группа».
И еще одна особенность воодушевляет киевских студентов – у них не будет проблем с признанием их дипломов, в то время как дипломы ТНУ, как и всех других выпускников крымских вузов действительны пока только в… одной России. Намудрили аксеновы, константиновы, багровы и меметовы на горе всем крымчанам…
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки