MENU

Украина превратила крымских татар из народа в нацию

3113 3

Украина дала крымским татарам самое важное – возможность развить народ в нацию с политическими требованиями, сформировать традицию вертикальной власти.

Как человек, 15 лет живший в Крыму и занимавшийся исследованием крымскотатарской проблематики, все чаще я понимаю, что в материковой Украине только сегодня узнают о крымских татарах. Потому много вопросов – «Почему крымские татары не оказывают сопротивления и не борются за свой Крым, как мы, украинцы, боремся за восток?», «Неужели крымские татары не такие консолидированные, как мы думали? Вот сейчас уберут Меджлис из Крыма и что дальше?», «Почему ты считаешь, что крымские татары – украинцы, Украина ничего им не дала, использовала их в электоральных поединках, какая им разница, с кем быть». В последние дни я часто отвечаю на эти вопросы и реплики. Блог ниже – попытка системного ответа, почему так происходит и почему крымскотатарский народ все равно выживет и состоится как политическая нация, а аннексия Крыма замедлит, но не остановит этот процесс.

Очень много ответов на вопросы лежит в истории формирования крымскотатарского народа. Иногда мы забываем, что этот процесс на поколения, его не ускоришь и не перепрыгнешь. Крымскотатарский народ - действительно коренной народ, который формировался на территории Крыма с XV по начало XIX века. Ко второй половине XIX века крымские татары – это народ со своим корпусом знаний, истории, литературного языка, способности придать крымской земле культурное значение и смысл, воспроизводить традицию. В этот период формируются идентичности и многих других народов Европы. К концу XIX века в крымских городах на крымскотатарском языке повсеместно говорило население других этнических групп  – русские, евреи, армяне, греки. Это был язык повседневного общения, что говорит о локальном доминировании культуры. Во второй половине XIX века формируется крымскотатарская интеллектуальная элита, модерная по своей сути. Имена Исмаила Гаспринского и Бекира Чобан-Заде известны далеко за пределами народа.

XX век вносит свои коррективы. Идеологические чистки 30х годов наносят сильный урон крымскотатарской интеллектуальной элите. Последовавшие за чистками война и депортация 40х, уменьшают крымскотатарский народ вдовое, если не больше. А это значит, что процесс образования нации тоже меняется. Живущие вдалеке от родной земли крымские татары все последующие 50 лет имеют одну цель – сохраниться и вернуться в Крым. Не более. Эта цель заполняет собой все содержание идентичности народа. В 80-2000х годах вернувшиеся в Крым крымские татары  - это в большинстве своем поколение сыновей и дочерей депортированных, которые выросли и сформировались в миссии вернуться на родину. Для многих из них эта миссия выполнена, когда они вернулись в Крым, построили дом, вырастили детей и дали им образование. Сделать это на обломках СССР в голодные 90е – задача не из простых.

«Быть крымским татарином – это вернуться домой и жить на родине» - лейтмотив поколения крымских татар, рожденных в 40е и 50е годы ХХ века за пределами Крыма. Будучи реализованной, эта идентичность не требует дальнейшего развития. И это было бы печально, если бы нация не формировалась поколениями.

Новое поколение крымских татар, рожденных в 80-90е годы ХХ века, большую часть своей жизни прожило уже вне опыта СССР, на своей земле, в более комфортных условиях, чем поколение отцов и матерей и уже в условиях украинского государства.

Нет ничего странного в том, что это поколение 80-90х хорошо понимает свою задачу. «Родители вернулись домой, построили дом и обеспечили существование. Наша задача – возродить крымскотатарский народ как нацию» - лейтмотив молодого поколения крымских татар.

Можно во многом упрекать Украину в отсутствие помощи крымским татарам. Это не однозначное утверждение. Но Украина помогла в самом важном, она никогда не препятствовала формированию крымскотатарского народа в политическую нацию, не репрессировала за политические требования; у крымских татар появилась и развивалась собственная вертикаль национальной власти в Крыму. До последнего года, любой здравомыслящий сельский или городской голова в Крыму прислушивался к местному меджлису. Именно это, а также  внутрирегиональное противостояние с носителями русской национальной идеи  привело к тому, что крымские татары еще более, чем крымские украинцы выбирают украинский гражданский проект. Быть крымским татарином и гражданином Украины для крымских татар было не только нормально, но и подчеркнуто важно. Живя в Крыму, по-украински я говорила только с молодыми крымскими татарами. Некоторые из них, мои студенты, принципиально говорили только на трех языках – крымскотатарском, украинском, английском.

Оккупация Крыма Россией поменяла многое, но не все.

Прежде всего, РФ еще может мириться с этническим меньшинством на территории, Россия – это полиэтническая страна, спокойно принимающая этнические различия. Но Россия абсолютно не готова мириться с политическими требованиями крымских татар, важнейшим из которых  - требование суверенитета. Неудавшаяся попытка предложить крымскотатарскому народу блага и подарки вместо суверенитета только подтвердила наличие этих самых политических требований. И в ход вступила более жесткая политика репрессий в отношении политических и религиозных организаций, где формируется молодое поколение крымских татар и закрепляется та самая политическая идентичность.

Исходя из рассказанного, легче ответить на частые вопросы:

Крымские татары не будут воевать за Крым с российской армией.

Так сложилось, что крымские татары - культура диалога, а не культура насилля. Сколько бы нам не рисовали в стереотипах обратное - татары не режут славян. Посмотрите на освободительное движение крымских татар, оно не агресивно и никогда таким не было. Это важно учитывать, когда пытаешься понять действия народа в настоящем и будущем. То что произошло с крымским народом в 1944 и последующие два года, по численности погибших вполне укладывается в понятие геноцид. Имея в коллективной памяти такую травму и не восстановив численность и качество народа, воевать вряд ли возможно. Вернувшись в Крым, крымские татары среднего возраста, преимущественно завершили свою миссию, оставаться и жить на родной земле важнее, чем подвергать опасности эту возможность. Молодые крымские татары только сейчас понимают перспективы, которые их ожидают.

 «Неужели крымские татары не такие консолидированные, как мы думали? Вот сейчас уберут Меджлис из Крыма и что дальше?»

Происходящее в Крыму не остановит формирование нации, а замедлит и видоизменит его, консолидация будет происходить иначе, чем сегодня и не всегда заметно. Точка невозвращения в формировании крымскотатарской нации пройдена, опыт проживания в условиях близких к нынешним в Крыму у народа есть, а противостояние закаляет. Институты крымскотатарской идентичности можно сохранять и развивать в Украине, даже если они окажутся вытисненными из Автономной республики.

«Почему ты считаешь, что крымские татары – украинцы, ведь Украина ничего им не дала, использовала их в электоральных поединках, какая им разница, с кем быть».

Украина дала крымским татарам самое важное – возможность развить народ в нацию с политическими требованиями, сформировать традицию вертикальной власти, воспитать поколение молодых крымских татар с острым чувством причастности к европейским процессам и обоснованными требованиями суверенитета. Важно, чтобы эта помощь Украины крымскотатарскому народу сохранялась. Россия вряд ли может позволить себя такие щедрые подарки в Крыму.

Ольга ДУХНИЧ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини