ДНР: состав и структура
Я уже давно обратил внимание на корреспондента ЗН Евгения Шабанова, репортажи которого посвящены жизни на захваченной части Донбасса. И сейчас хочу познакомить читателей своего журнала с новой статьей этого автора . Правда, в отличие от предыдущих материалов, это не репортаж, а попытка проанализировать внутреннее устройство так называемой ДНР 9ввиду значительного объема статьи, я позволил себе ее немного сократить).
"Донецкая народная республика" изнутри представляет такое переплетение противоречий, в котором нелегко разобраться даже тем, кто интегрирован в структуру непризнанного образования. Утверждать, что у этого хаотичного образования может быть какая-то единая стратегия — верх оптимизма.
Удивительно, но иностранные разведчики, дипломаты и международные переговорщики о внутренней кухне "республик" осведомлены куда лучше украинских спецслужб и штаба АТО.
Украинская сторона, как правило, имеет контакты лишь на уровне полевых командиров во время обмена пленными. И совершенно игнорирует административную "надстройку", полагая все остальные структуры опереточными творениями российских спецслужб. Абсолютно зря. Очевидно, что прогнозировать дальнейшее развитие событий, не имея представления о том, как принимаются решения по ту сторону линии фронта, невозможно.
"Силовики" vs "политики"
Один из главных водоразделов в ДНР. Причем военная часть (полевые командиры) явно доминирует над политической. Именно в этом, а не только в активной российской поддержке, причина того, что жизнь в "республике" ужасна. Военная часть ДНР никогда не выполняла приказов политической верхушки. Только просьбы, и только после долгих уговоров.
1. Идейные
Мотивация у них разная, внутри себя они делятся на две подгруппы — "республиканцы" и "антикиевляне"
-------
1а) "Республиканцы" — сторонники давно вынашиваемой идеи воссоздания отдельной Донецкой республики времен Гражданской войны. Их было мало, и были они до недавнего времени на подхвате, без серьезного влияния.
Когда понадобилась идеологическая основа для референдума и вновь формируемого "ополчения", "республиканцам" удалось заинтересовать собой Белокаменную. Это они пытаются брать под контроль школы, вузы и больницы, рисуют эскизы новой валюты и периодически выплачивают "пенсии" (наличными неизвестного происхождения, по ведомости) жителям маленьких поселков. Возглавляет "республиканцев" Андрей Пургин. И его группа постепенно набирает обороты, поскольку многие из тех, кто был никем, очень дорожат должностями в "правительстве ДНР" и готовы до последнего биться за наконец-то выпавшую возможность пожить "по-человечески".
"Раньше я в копанку каждый день лазил. А теперь живу как человек. У меня квартира в центре, машина… И за это надо всего лишь на блокпосту подежурить", — разоткровенничался один из боевиков. Вряд ли он задумывается о том, что живет в чужой квартире и ездит на чужой машине.
1б)"Антикиевляне" — люди, которые категорически не приемлют новой киевской власти. Считают Майдан вооруженным переворотом, пришедшее в результате революции руководство — нелегитимным, а политику украинского государства — несамостоятельной и диктуемой Вашингтоном и МВФ.
В принципе, готовы обсуждать сохранение Донбасса в составе Украины, но на своих условиях, включающих и требования к внешнеполитическому курсу.
Основные представители в политической части — Алексей Грановский и Александр Хряков. Из полевых командиров — Александр Ходаковский ("Восток").
-------
Главным преимуществом "идейных" является то, что эта группа — суммарный интеллект ДНР. И они же являются наиболее договороспособной частью этого образования. Поэтому полевики их презирают, но терпят.
Интересно, что они считают принятый Радой закон об особом статусе всего лишь приглашением к дальнейшим переговорам. "Это пустой рамочный документ, и наполнять его конкретным содержанием можно только в ходе переговоров", — так отозвался о результате законотворчества в закрытом режиме один из депутатов "парламента" самопровозглашенной республики в разговоре со мной.
2. Обиженные и "преданные"
Вторая большая группа в ДНР. Эти люди полагают, что с ними обошлись несправедливо, и присоединились к "республике", в основном, движимые желанием мести или страхом и растерянностью.
Внутри этого сегмента тоже есть подгруппы.
2а) Преданные местной элитой Когда "живой и легитимный" пустился в бега, никто другой не взял на себя ответственность за всех, кто раньше, так или иначе, работал на проигравшую команду. Каждый решал проблемы своего спасения по-своему.
Но еще осталась масса исполнителей темных заданий, которые сообразили, что большие люди, отдававшие приказы, выкрутятся, а отвечать — им.
Среди них много силовиков, поскольку Виктор Федорович и его присные активно пользовались этим инструментом для решения "семейных" вопросов и нерыночной конкурентной борьбы.
2б)Считают себя преданными Украиной Таких много, и мотивы у них довольно разнообразны.
Первыми ласточками стали несколько днепропетровских десантников, которые дезертировали еще в Славянске. Один из них жаловался мне (еще будучи на службе в 25-й бригаде), что при объявленной якобы добровольной мобилизации призвали его насильно, с участием прокуратуры.
После он же вместе с "вежливыми человечками" охранял исполком Славянска.
Вот еще пример. Сотрудникам милиции с оккупированных территорий было приказано явиться к определенной дате в Мариуполь. Кто не явится — тот, мол, предатель и пособник террористов.
Почти все явились. Один из них описывал последующие события: "Просидели там месяц. Зарплату не платят, на новое место не назначают, смотрят как на г…но, никому до нас дела нет".
В результате многие вернулись в Донецк и поступили на службу в различные формирования ДНР.
Сюда же стекаются силовики из других регионов. Один из самых ярких эпизодов: публично поставленный на колени львовский (!) "Беркут" был отправлен искупать вину кровью на Восток. Многие из них по прибытии на фронт сразу же перешли на сторону противника, и мотивировали свое решение именно публичным унижением.
Здесь же и многие местные жители, не ощутившие от украинской власти никакой поддержки. А также обиженные бойцами батальонов обитатели ранее занятых городков и поселков. Неожиданно, но факт — при, в целом, терпимом отношении к регулярным украинским частям градус ненависти к добровольческим батальонам необычайно высок. Тот факт, что зачастую в этом виноваты сами командиры и бойцы батальонов, признала недавно Amnesty International.
3."Парашютисты", они же "экспаты"
От консультантов в дорогих костюмах с дипломами МГУ и МГИМО, которые брезгливо морщат носик при общении с неотесанными "идейными", до инструкторов "ополчения" и периодически прибывающих на помощь армейских частей РФ.
Пока жива была надежда на скорое присоединение к России, к ним относились с пиететом. В последнее время местные относятся к ним все хуже и стараются оттереть от рычагов.
Однако Совсем отказаться от российского влияния ДНР не может. Оттуда идут поставки не только оружия и боеприпасов, но и, без шуток, гуманитарной помощи: продукты, теплая одежда, медицинские препараты. Недавно, скажем, в Донецк доставили из России большую партию дефицитного инсулина. Именно российская "гуманитарка" позволяет ДНР хоть как-то вести борьбу за симпатии местного населения.
4."Непримиримые"
Те, кто при любых обстоятельствах воюет и будет воевать до конца.
Одни потому, что у них нет обратного пути после совершенных преступлений: пыток, похищений, мародерства. Здесь собраны самые "отмороженные" местные бандиты вкупе с некоторыми иностранными "добровольцами", среди которых действительно много кавказцев. Не обязательно чеченцев.
Они разбиты на мелкие, никому неподчиняющееся отряды. Именно их иногда атакуют сборные команды охотников на мародеров из других формирований ДНР.
5."Адреналиновые туристы"
На запах крови слетелись любители пострелять со всего мира. Включая вполне благополучные страны. За ДНР воюют сербы, осетины, скандинавы, испанцы, французы. Правда их численность невелика
…Рядом со всем этим разношерстным собранием живут миллионы мирных жителей. Которыми постепенно овладевает полная апатия. Многим из них уже плевать даже, что будет с ними, не говоря уже о том, чья здесь будет власть.
Общаясь с ними, понимаешь, что самое страшное — не когда человек кричит и плачет. А когда ужасные, невозможные вещи говорит ровным монотонным голосом. Как будто не о себе. "Не ел уже четыре дня… А перед этим доел все сливы с дерева… Ничего я не делаю… Смерти жду…".
Вот такая пестрая публика - идейные, отморозки, наемники (инструкторы, политики, консультанты и солдаты регулярной армии РФ), обиженные - всякие.
Понятно, что четко управлять такой разношерстной публикой дело нелегкое. А представить себе, что они станут ЕДИНСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ... да еще в зимнее время...н-да, врагу не пожелаешь.
Однако, планы двух президентов, похоже, ведут именно к такому сценарию.
Хотел бы ошибиться
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки