Почему киевлянам выгоднее хотеть повышения цен на проезд в метро
Представим себе на примере проезда в метро, что в рамках социальной защиты цена на проезд держится на уровне ниже себестоимости. То есть метрополитен тратит больше, чем получает от продажи жетонов, проездных и рекламы.
Например, доходы метрополитена = 1,5 млрд.грн., а затраты = 2 млрд.грн. Соответственно, есть «дырка» в 500 миллионов. Её «закроет» бюджет Киева. В принципе, при прочих равных условиях это значит, что эти 500 миллионов утратили возможность быть израсходованными каким-то другим способом. У них был вариант а) вообще не пойти в бюджет в случае снижения налогов и б) если уж есть в бюджете, то быть потраченными на что-то другое – ремонт дорог, новый мост через Днепр, систему очистки воды и т.д.
Получается, что обеспеченный государством низкий тариф – это такая невидимая плата; ты её платишь (либо в виде недополучения денег, либо в виде недополучения услуг), но не знаешь об этом и не имеешь выбора – платить или не платить. Поскольку речь идёт о деньгах Киева, то реальный плательщик – тот, кто платит в этот бюджет, то есть киевляне. В итоге киевляне дотируют всех, кто пользуется метро, в том числе, приезжих. В большинстве своём эти приезжие не нуждаются в такой помощи – приехал человек на выходные в Киев погулять, вполне мог бы за жетон в метро не 2, а 4 гривны заплатить, но не тут-то было, мы его насильно прокатим дешевле и заплатим за это сами. Ну, а любое дотационное государственное или коммунальное предприятие действует по такому принципу:
Вариант 1. Вы как директор метрополитена можете совершить управленческую революцию, ночами не спать, поднять до небес эффективность и вместо «дырки» в 500 миллионов получить лишь -300 миллионов.
Вариант 2. Раз вы уж управляете дотационным предприятием, то основной вопрос в обосновании дотации. Если сможете обосновать -600 миллионов, то получите такую дотацию, и «дырку» можно даже увеличить.
Второй вариант более реалистичен, не так ли? Будучи главой метрополитена, я бы сам по нему действовал.
Любая льгота населению со стороны государства заставляет вас платить, не зная этого, платить за людей, которых вы не знаете, и которые зачастую могли бы заплатить за себя сами. Мы платим за газ, транспорт и свет каких-то людей просто потому, что государство снизило цену, в том числе, для нас самих. Вместо того, чтобы платить осознанно, регулируя своё потребление, мы платим за чужое. Кто-то говорит, что мы не можем поднять тарифы, потому что у нас в Украине низкие зарплаты. На самом деле, в основном, всё наоборот – пока у нас будут такие низкие тарифы, скорее всего, у нас не будет высоких зарплат.
Если бы я увидел у одной из украинских партий лозунг «Поднимем тарифы до экономически обоснованного уровня и уберём льготы, чтобы не тратить понапрасну средства бюджета», то понял бы, что изменения в стране необратимы. А так, несмотря на обильную молодую поросль в списках, разницы почти никакой – всего всем, много и дёшево.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки